31.01.2012 23:20
    Поделиться

    В Минобрнауки разработана концепция господдержки одаренных детей

    В министерстве образования и науки разработана концепция государственной поддержки одаренных детей

    Как надо работать со способными учениками? Кто и где их должен учить? Какие школьные предметы даются одаренным труднее всего? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ведущим научным сотрудником Лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, профессором МГППУ Натальей Шумаковой.

    Наталья Борисовна, много ли вообще одаренных детей?

    Наталья Шумакова: Называют разные цифры. Но если мнения обобщить, то около 20-25 процентов детей нуждаются в продвинутом обучении. Одаренность может проявляться в разном возрасте. Ее главный признак у детей - повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация. Если ребенок получает пятерки и даже побеждает на олимпиадах, это еще не значит, что он станет одаренным взрослым. И, наоборот, ребенок, который не получал пятерок и никогда не побеждал на конкурсах, может стать выдающимся человеком.

    Более того, в младших классах у одаренного ребенка может быть плохая оценка по иностранному или русскому языку, потому что на начальных этапах изучения этих предметов большое значение имеет механическое запоминание. А для одаренного ребенка это может быть большой проблемой. Я много лет веду исследования на базе московской гимназии N 1569 "Созвездие". Встречались очень способные школьники в естественных науках, у которых с русским языком был полный провал.

     
    Видео: Виктор Васенин

    К сожалению, учителям сложно осознать, что ученик, который плохо учится, может быть одаренным. В России идет огромная утечка талантов до подросткового возраста. Недавно в Москве вышла книга доктора психологических наук Елены Щеблановой "Неуспешные одаренные школьники". Думаю, педагоги, прочитав книгу, посмотрят на своих учеников другими глазами.

    Есть ли способы разглядеть эти 25 процентов детей и как надо учить? С середнячками или отдельно?

    Наталья Шумакова: Мы отработали хорошую модель оценки детской одаренности. Первый этап - умение ребенка решать логические задачи. Например, такие: "Юля выше, чем Аня, а Оля выше, чем Юля. Кто самый высокий?" Предлагаем около 20 таких заданий. Следующий - игровое занятие: специальные увлекательные задания помогают обнаружить особенности мышления и развития ребенка. Например, детям показывают коробочку и говорят: угадайте, что тут спрятано. Все спрашивают: "Это зеленое? Это красное? Это белое?" И вдруг раздается: "А с этим можно играть?" Психологи отмечают такого ребенка. Третий этап - приглашение к разговору.

    Таким образом, в класс попадают дети с высокой познавательной мотивацией и интеллектом выше среднего. Учить их по стандартным программам в обычном классе не очень продуктивно. Наша образовательная система идеально отлажена для "среднего" ученика. Я считаю, что в каждой школе должны быть те или иные формы работы с одаренными детьми. Это могут быть классы для одаренных детей или группы, собираемые из разных классов для дополнительного или альтернативного обучения. В первой половине дня можно давать этим детям основную программу, а во второй - дополнительные развивающие занятия.

    От будущего математика можно ожидать двойки за контрольную, но при этом он блестяще справится с решением самой трудной задачи

    А для чего вы в таких классах переставляете мебель?

    Наталья Шумакова: Развитие способностей идет не только при решении умных задач, но и в диалогах, обсуждении. А какое обсуждение возможно, если дети смотрят друг другу в затылок? Мы ставим столы кругом, чтобы каждый видел и слышал других. Это ведь еще и формирование навыка работы в коллективе.

    Некоторые дети в 5-6 лет феноменально быстро считают чуть ли не пятизначные цифры. Это проявление математического таланта?

    Наталья Шумакова: Это может не иметь ничего общего с одаренностью, просто такая феноменальная способность к счету - и все. Но даже если ребенок хорошо решает логические задачки, это еще не значит, что он непременно одарен в математике. Опыт показывает: часто раннее проявление слабенького таланта заслоняет проявления более сильного в более позднем возрасте.

    А родителям я хочу подсказать: результаты одаренного ребенка очень зависят от того, что он делает, в какой мере эта деятельность связана с его интересами и незаурядными способностями. Например, прирожденный художник может плохо скопировать чужую работу, но выполнит блестяще свою. От будущего математика можно ожидать двойки за контрольную, но при этом он блестяще справится с решением самой трудной задачи.

    Что самое важное в концепции поддержки одаренных, которую одобрило минобрнауки?

    Наталья Шумакова: Она определяет приоритеты в работе с одаренными детьми и дает возможность получать государственное финансирование. К сожалению, концепция пока не дает полного ответа на вопрос: среди кого и как искать одаренных детей? А самое главное, как им помочь, как их не потерять? Ученые говорят о двух подходах: когда самые способные дети определяются после участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах и когда делается акцент на создании максимально богатой интеллектуальной, художественной, творческой среды. Великий английский ученый Фрэнсис Гальтон еще в XIX веке изучил генеалогию выдающихся людей и установил, что среди их родственников процент талантливых людей превышал средний процент среди остального населения. Современные исследования подтверждают: значение генетики очень велико. Но для "запуска" нужны определенные условия. Их надо создавать.

    Как будут поддерживать одаренных?

    Концепция предлагает: дополнить вузовские курсы "Педагогика" и "Психология" разделами об одаренных детях и организовать подготовку и переобучение для учителей, которые пойдут работать в спецшколы и лицеи. Студентов заставят изучать международный опыт работы с талантливыми детьми. Появятся новые образовательные программы в институтах повышения квалификации учителей. Если сейчас учитель, подготовивший призера, победителя Всероссийской или международной олимпиады, не имеет ни премий, ни прибавок к окладу, то в ближайшем будущем такие педагоги смогут рассчитывать на солидное материальное вознаграждение. Будет объявлен всероссийский конкурс на подготовку методических пособий по выявлению одаренности.

    В бюджетах появятся субсидии, гранты, стипендии для тех, кто работает с одаренными школьниками и студентами. А талантливым школьникам за их успехи выделят именные гранты.

    Искать и поддерживать таланты поручат особому Координационному совету при правительстве России. Средства для этого поступят в специальный фонд, который обяжут регулярно публично отчитываться обо всех тратах. Этот же фонд станет финансировать Всероссийскую олимпиаду школьников и другие.

    Число олимпиад и других интеллектуальных состязаний вырастет, расширится их тематика.

    Работы победителей предлагается публиковать в Интернете, чтобы гарантировать честность отбора. В ближайшее время могут появиться олимпиады по философии, социологии, политологии, а вузы и научно-исследовательские институты, которые захотят проводить творческие конкурсы для школьников, получат поддержку.

    Помощь, в том числе финансовая, обещана некоммерческим и общественным организациям, которые работают с одаренными детьми.

    Самым талантливым студентам дадут гранты и именные стипендии. Уже в этом году студенты и аспиранты, которые учатся на специальностях, востребованных экономикой, получат 3000 именных стипендий президента РФ в размере не менее 7 тысяч рублей, а также 5000 стипендий правительства в размере не менее 5 тысяч рублей. Существенно вырастут и обычные стипендии, в том числе для аспирантов. В новой версии проекта закона "Об образовании" говорится, что размер студенческой стипендии будет не меньше половины МРОТ, а аспирантской - не меньше МРОТ. Вырастет и социальная стипендия.. Таким образом, студент вуза, который имеет право на обе стипендии, будет получать не менее 6 тысяч рублей, а аспирант - не менее 12 тысяч.

    Поделиться