Новости

В министерстве образования и науки разработана концепция государственной поддержки одаренных детей

Как надо работать со способными учениками? Кто и где их должен учить? Какие школьные предметы даются одаренным труднее всего? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ведущим научным сотрудником Лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, профессором МГППУ Натальей Шумаковой.

Наталья Борисовна, много ли вообще одаренных детей?

Наталья Шумакова: Называют разные цифры. Но если мнения обобщить, то около 20-25 процентов детей нуждаются в продвинутом обучении. Одаренность может проявляться в разном возрасте. Ее главный признак у детей - повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация. Если ребенок получает пятерки и даже побеждает на олимпиадах, это еще не значит, что он станет одаренным взрослым. И, наоборот, ребенок, который не получал пятерок и никогда не побеждал на конкурсах, может стать выдающимся человеком.

Более того, в младших классах у одаренного ребенка может быть плохая оценка по иностранному или русскому языку, потому что на начальных этапах изучения этих предметов большое значение имеет механическое запоминание. А для одаренного ребенка это может быть большой проблемой. Я много лет веду исследования на базе московской гимназии N 1569 "Созвездие". Встречались очень способные школьники в естественных науках, у которых с русским языком был полный провал.

 
Видео: Виктор Васенин

К сожалению, учителям сложно осознать, что ученик, который плохо учится, может быть одаренным. В России идет огромная утечка талантов до подросткового возраста. Недавно в Москве вышла книга доктора психологических наук Елены Щеблановой "Неуспешные одаренные школьники". Думаю, педагоги, прочитав книгу, посмотрят на своих учеников другими глазами.

Есть ли способы разглядеть эти 25 процентов детей и как надо учить? С середнячками или отдельно?

Наталья Шумакова: Мы отработали хорошую модель оценки детской одаренности. Первый этап - умение ребенка решать логические задачи. Например, такие: "Юля выше, чем Аня, а Оля выше, чем Юля. Кто самый высокий?" Предлагаем около 20 таких заданий. Следующий - игровое занятие: специальные увлекательные задания помогают обнаружить особенности мышления и развития ребенка. Например, детям показывают коробочку и говорят: угадайте, что тут спрятано. Все спрашивают: "Это зеленое? Это красное? Это белое?" И вдруг раздается: "А с этим можно играть?" Психологи отмечают такого ребенка. Третий этап - приглашение к разговору.

Таким образом, в класс попадают дети с высокой познавательной мотивацией и интеллектом выше среднего. Учить их по стандартным программам в обычном классе не очень продуктивно. Наша образовательная система идеально отлажена для "среднего" ученика. Я считаю, что в каждой школе должны быть те или иные формы работы с одаренными детьми. Это могут быть классы для одаренных детей или группы, собираемые из разных классов для дополнительного или альтернативного обучения. В первой половине дня можно давать этим детям основную программу, а во второй - дополнительные развивающие занятия.

От будущего математика можно ожидать двойки за контрольную, но при этом он блестяще справится с решением самой трудной задачи

А для чего вы в таких классах переставляете мебель?

Наталья Шумакова: Развитие способностей идет не только при решении умных задач, но и в диалогах, обсуждении. А какое обсуждение возможно, если дети смотрят друг другу в затылок? Мы ставим столы кругом, чтобы каждый видел и слышал других. Это ведь еще и формирование навыка работы в коллективе.

Некоторые дети в 5-6 лет феноменально быстро считают чуть ли не пятизначные цифры. Это проявление математического таланта?

Наталья Шумакова: Это может не иметь ничего общего с одаренностью, просто такая феноменальная способность к счету - и все. Но даже если ребенок хорошо решает логические задачки, это еще не значит, что он непременно одарен в математике. Опыт показывает: часто раннее проявление слабенького таланта заслоняет проявления более сильного в более позднем возрасте.

А родителям я хочу подсказать: результаты одаренного ребенка очень зависят от того, что он делает, в какой мере эта деятельность связана с его интересами и незаурядными способностями. Например, прирожденный художник может плохо скопировать чужую работу, но выполнит блестяще свою. От будущего математика можно ожидать двойки за контрольную, но при этом он блестяще справится с решением самой трудной задачи.

Что самое важное в концепции поддержки одаренных, которую одобрило минобрнауки?

Наталья Шумакова: Она определяет приоритеты в работе с одаренными детьми и дает возможность получать государственное финансирование. К сожалению, концепция пока не дает полного ответа на вопрос: среди кого и как искать одаренных детей? А самое главное, как им помочь, как их не потерять? Ученые говорят о двух подходах: когда самые способные дети определяются после участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах и когда делается акцент на создании максимально богатой интеллектуальной, художественной, творческой среды. Великий английский ученый Фрэнсис Гальтон еще в XIX веке изучил генеалогию выдающихся людей и установил, что среди их родственников процент талантливых людей превышал средний процент среди остального населения. Современные исследования подтверждают: значение генетики очень велико. Но для "запуска" нужны определенные условия. Их надо создавать.

Как будут поддерживать одаренных?

Концепция предлагает: дополнить вузовские курсы "Педагогика" и "Психология" разделами об одаренных детях и организовать подготовку и переобучение для учителей, которые пойдут работать в спецшколы и лицеи. Студентов заставят изучать международный опыт работы с талантливыми детьми. Появятся новые образовательные программы в институтах повышения квалификации учителей. Если сейчас учитель, подготовивший призера, победителя Всероссийской или международной олимпиады, не имеет ни премий, ни прибавок к окладу, то в ближайшем будущем такие педагоги смогут рассчитывать на солидное материальное вознаграждение. Будет объявлен всероссийский конкурс на подготовку методических пособий по выявлению одаренности.

В бюджетах появятся субсидии, гранты, стипендии для тех, кто работает с одаренными школьниками и студентами. А талантливым школьникам за их успехи выделят именные гранты.

Искать и поддерживать таланты поручат особому Координационному совету при правительстве России. Средства для этого поступят в специальный фонд, который обяжут регулярно публично отчитываться обо всех тратах. Этот же фонд станет финансировать Всероссийскую олимпиаду школьников и другие.

Число олимпиад и других интеллектуальных состязаний вырастет, расширится их тематика.

Работы победителей предлагается публиковать в Интернете, чтобы гарантировать честность отбора. В ближайшее время могут появиться олимпиады по философии, социологии, политологии, а вузы и научно-исследовательские институты, которые захотят проводить творческие конкурсы для школьников, получат поддержку.

Помощь, в том числе финансовая, обещана некоммерческим и общественным организациям, которые работают с одаренными детьми.

Самым талантливым студентам дадут гранты и именные стипендии. Уже в этом году студенты и аспиранты, которые учатся на специальностях, востребованных экономикой, получат 3000 именных стипендий президента РФ в размере не менее 7 тысяч рублей, а также 5000 стипендий правительства в размере не менее 5 тысяч рублей. Существенно вырастут и обычные стипендии, в том числе для аспирантов. В новой версии проекта закона "Об образовании" говорится, что размер студенческой стипендии будет не меньше половины МРОТ, а аспирантской - не меньше МРОТ. Вырастет и социальная стипендия.. Таким образом, студент вуза, который имеет право на обе стипендии, будет получать не менее 6 тысяч рублей, а аспирант - не менее 12 тысяч.

Эти необычные умники

Ректор МГУ Виктор Садовничий вручил пятерым лучшим студентам премию своих научных симпатий. Среди награжденных был и студент мехмата Виктор Омельяненко, который сразил всех наповал: он потребовал усилить учебную программу на факультете!

Учась в лицее Белгорода, Виктор побеждал на всех олимпиадах по математике ("РГ" за 30.10.2009 г.). Уже в пятом классе заявил учительнице математики, что хочет изучать тригонометрию. В результате парня перевели в экстернат, чтобы он мог больше времени тратить на любимый предмет.

Девятиклассник Максим Дидин из Переславля-Залесского завоевал в этом году "золото" в ЮАР на Международной естественно-научной олимпиаде. В гимназии он выделялся с первых дней. Например, мог просидеть весь урок под столом, а потом за пять минут до звонка выдать все решения. В общем, когда отец, физик по образованию, решил учить ребенка сам, учителя начальной школы особо и не возражали. Но посещать гимназию все-таки было надо - хотя бы для того, чтобы научиться работать в коллективе. Однако мальчик стал задавать учителям вопросы, от которых те просто терялись. Например: "Зачем учить столько правил русского, если в физике достаточно знать три закона и все при этом понятно?" Или: "Почему Ленский приревновал Ольгу, ведь он не был ее мужем?"...

Таких детей, как Витя или Максим, большинство преподавателей очень боятся. Потому что не знают, как с ними работать. Да и не хотят. Так получилось, что одаренными детьми в России никто никогда серьезно не занимался. Все действия государства по поддержке необычных детей сводились к проведению Всероссийской олимпиады и других интеллектуальных конкурсов.

"Почему Ленский приревновал Ольгу, ведь он не был ее мужем?" - спросил Максим

Достаточно успешно учителя и вузовские педагоги научились работать только со старшими школьниками в четырех СУНЦах при университетах, да еще в нескольких школах, куда приглашают детей, уже в чем-то проявивших себя. Все остальные достижения российских гениев, можно считать, вопреки системе обучения. Кому-то здорово повезло с учителем, как Вите Омельяненко, кого-то учили дома родители, как Максима Дидина.

После окончания школы проблем у одаренных детей меньше не становится. Особенно, если они рано поступают в вузы. В МГУ был случай, когда 13-летний студент физического факультета заселился в общежитие вместе с мамой. Ничего хорошего из учебы не вышло. Были в МГУ и 11-летние студенты. Если в прежние годы МГУ охотно брал вундеркиндов на учебу, то сейчас ректор Виктор Садовничий относится к таким экспериментам осторожно: "Потому что видел результат!"

цифра

25 процентов детей, как правило, бывают одаренными. Надо только это разглядеть и поддержать талант

мнения

Двоечников среди одаренных я не видела

Валентина Лычева, преподаватель математики, лицей 38, Белгород:

- В начальной школе важно развивать гибкость мышления, умение предложить несколько вариантов решения задачи, нестандартный ход. К сожалению, в начальной школе почти не ведется кружковая работа. А она очень важна для развития логики. У меня сейчас в 5-м классе есть 3-4 человека, с которыми можно решать задачи далеко за пределами школьной программы. В 7-м классе уже можно будет давать им углубленную программу по математике. Раньше не стоит.

В этом году из моего класса в СУНЦ при МГУ уехали шесть старшеклассников. Только один из этих учеников был отличником. Остальные учились на четверки, но двоечников среди одаренных я не видела. Уверена, что лучшего результата в работе с одаренными можно добиться только при индивидуальном обучении.

В пять лет сын решал уравнения

Александр Дидин, папа чемпиона Международной естественно-научной олимпиады юниоров:

- Самая большая беда для ребенка - пассивное развлечение. Ему надо подбросить что-то занимательное. Мой сын, например, в год с удовольствием играл с головоломками, например, с никитинскими квадратами. В пять лет он решал устно систему уравнений с тремя неизвестными. В семь пошел в школу, и - развитие затормозилось. Если тебя хвалят за простенькие примеры, кто ж будет решать сложные задачи, над которыми надо думать неделю? Решили, что он будет учиться в экстернате. Умные родители и педагоги не накачивают детей знаниями, а учат соображать, как их добывать.

Обычным учителям некогда работать с талантами

Елена Малявина, педагог Дворца творчества на Воробьевых горах, учитель математики в школе 179 МИОО:

- Я несколько лет веду кружок математики для младших школьников, где мы в основом занимаемся логическими задачами. Однажды привели ребенка, которы еще в школу не ходил. Но он прекрасно справлялся с заданиями, а в следующем году поступил в знаменитую 57-ю школу и за год успешно окончил два класса. Одаренные дети, как правило, хорошо учатся. Но бывает и иначе. У одного из моих учеников в школе по математике была... двойка! Я даже не поверила сначала, но оказалось, не нашел общего языка с учителем. Мама потом перевела его в другую школу. Одаренные дети требуют особого подхода. Они могут быть малоконтактными. Учителю в обычной школе некогда работать с такими детьми, а в кружке, где 10-12 человек, такая возможность есть. Недавно с учениками из началки стал работать СУНЦ при МГУ, группы там тоже заполнены и мест для всех не хватает.

факты

- Знаменитые россиянки сестры-погодки Диана и Анжела Князевы окончили школу, когда им было 10 и 11 лет, а диплом Финансовой академии при правительстве получили соответственно в 13 и 14 лет. Потом сестры получили диплом Российского нового университета и диплом доктора Стэнфордского университета в США. Сейчас им 25 и 26 лет, они работают в Рочестерском университете в США, который носит статус исследовательского. Там девушки специализируются на финансовом корпоративном праве, читают лекции и занимаются наукой - недавно выпустили труд по финансам. Лидером в этой паре по-прежнему является старшая сестра Диана.

Бывшие сокурсники по Финансовой академии вспоминают, что у сестер была феноменальная память, они знали назубок все лекции и страницы учебников..

- Россиянин Дмитрий Воевудский пока последний, кто в нашей стране стал студентом в 14 лет. В 2011 году он с красным дипломом окончил Воронежский госуниверситет (факультет романо-германской филологии) и сейчас пишет кандидатскую диссертацию.

Сколько плюшек съела Фрекен Бок?

1. Как с помощью одного действия получить из пяти единиц сто?

11111 = 100

2. Шнурок разрезали в семи местах. Сколько частей шнурка получилось?

3. Три сестры Валя, Саша, Оля учатся в разных классах. Назовите имена старшей, средней и младшей сестры, если известно, что Валя не старше Оли, а Саша не старше Вали?

4. Шесть пирожных разделили между братьями и сестрами так, что у братьев их оказалось на два меньше, чем у сестер. Сколько у кого?

5. Ваня живет в 12-этажном доме, на 9-м этаже, если считать сверху. На каком этаже живет Ваня?

6. У Даши две юбки: красная и синяя - и две блузки: в полоску и в горошек. Сколько разных нарядов есть у Даши?

7. Отцу и сыну вместе 40 лет. Сколько будет им вместе через три года?

8. Валя любит молочные ириски и не любит шоколадные. В вазе 7 молочных и 4 шоколадных ириски. Сколько нужно достать конфет не глядя, чтобы среди них точно попала хоть одна молочная?

9. Фрекен Бок испекла 30 плюшек. Малыш съел несколько штук, Карлсон на 17штук больше. Домомучительнице досталось всего три плюшки. Кто сколько плюшек съел?

(из заданий Кировского физико-математического лицея,

Санкт-петербургского физмат лицея 30, пособий Г.Левитаса)

Задачи для одаренных

Математические задачки для 1 класса

Математические задачки для 2 класса

Задачи на соответствие и порядок