Уже многие годы в Восточной Сибири не ведется масштабное и планомерное регулирование численности волков.
В результате хищники серьезно подорвали свою традиционную кормовую базу - вырезали в тайге, степях и тундре диких копытных животных. И теперь голод гонит серую напасть к деревням и поселкам - поближе к домашнему скоту. Борьбу с ними ведут в основном сельские жители, полагаясь на собственные силы и средства. Помощь властей пока недостаточна.
Животноводы Забайкальского края отмечают небывалую активность волков - с начала 2012 года в хозяйствах региона зарегистрировали более ста случаев нападения диких зверей на скот. В целом же ущерб от "визитов" хищников ежегодно исчисляется десятками миллионов рублей.
Особенно буйствуют волки на территории Агинского Бурятского округа и Шилкинского района Забайкальского края. Но самая неблагоприятная ситуация в поселке Могойтуй Акшинского района, где волки практически ежедневно нападают на домашних животных. По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкалья, только в январе нынешнего года волки вырезали более 150 голов скота. По уточненным сведениям Госветслужбы региона, всего с начала зимы хищниками было задавлено 47 голов крупного рогатого скота, 823 овец и коз и 27 лошадей.
Согласно предварительным подсчетам, сейчас в Забайкалье обитает порядка пяти тысяч волков, что превышает нормальную популяцию почти в три раза. Животноводы утверждают, что в последнее время численность хищников значительно выросла. Однако представители Госохотслужбы эту информацию опровергают. По словам заместителя руководителя ведомства Виктора Куйдина, сейчас у волков идет гон, поэтому животные особенно активны, но это вовсе не значит, что заметно увеличилась их численность.
В последнее время в Забайкалье, помимо волков, нападают на скот еще и гибриды, так называемые волкособы. В начале этого года от этих животных серьезно пострадали некоторые чабанские стоянки в степях Приононья. Волкособы, вероятнее всего, появились вследствие скрещивания диких волков с выпущенными на волю в 90-х годах из-за отсутствия корма служебными собаками (в основном, овчарками) внутренних или пограничных войск. Сегодня количество одичавших четвероногих, по версии забайкальских охотников, достигает нескольких сотен. Пока не понятно, как именно бороться с возникшей напастью. Гибриды, в отличие от диких животных, не имеют генетического страха перед людьми, поэтому они могут быть особенно опасны. Собак, например, "новоиспеченные" хищники уничтожают наравне со скотом.
Между тем власти Забайкалья пытаются справиться с "животной" проблемой в меру сил и возможностей. В 2011 году на истребление волков из краевого бюджета было выделено более четырех миллионов рублей. Исходя из утвержденной ставки, а субсидия на одного добытого животного составляет пять тысяч рублей, профинансирован отстрел охотниками 865 волков. В 2012 году на вознаграждения власти планируют потратить два миллиона рублей. Не исключено, что в течение года сумма будет увеличена. К тому же, в Госохотслужбе впервые в этом году закупили специальные химикаты, так называемые гранулы с ремофином. Этот яд был разработан в России и изначально применялся для регулирования численности бродячих собак. Однако в некоторых регионах страны его использовали и для сокращения численности волков. Теперь такая практика будет применяться и в Забайкалье.
Настоящим бедствием хищники стали и для других сибирских регионов. Тува, например, по-прежнему остается регионом с наиболее высокой численностью волков, а плотности поголовья хищников республика занимает первое место среди субъектов Российской Федерации. За последние годы численность волков в республике значительно выросла. По данным зимнего маршрутного учета 2010 года, на территории Тувы промышляют 2 397 особей. По данным районных управлений сельского хозяйства, в 2011 году в республике хищники задрали 390 голов крупного рогатого скота, 3 962 овец, коз и лошадей, а так же 57 оленей и 33 яка. Для уничтожения волков в республике были созданы более ста бригад, в которых задействованы 462 охотника-волчатника. В бригадах 63 автомашины, 7 снегоходов, 57 лошадей. Помимо огнестрельного оружия, охотники применяют капканы, петли, флажки, которые используются при загонной охоте. К слову, в 2011 году объединенным силам удалось истребить 701 волка, что на 61 процент больше, чем в 2010. Такой результат является рекордным для республики. Однако этого все равно мало - чтобы избежать дальнейшего обострения "волчьей" проблемы, необходимо отстреливать от до тысячи хищников в год. К слову, решением Правительства Тувы, принятым еще в декабре 2009 года, за одного волка, независимо от пола и возраста, охотнику выплачивается премия - до семи тысяч рублей.
Между тем власти Тувы подсчитали, что в прошлом году ущерб от нападения волков на скот составил почти 23 миллиона рублей. На борьбу с хищниками в 2011 году правительство Тувы выделило более семь миллионов рублей, в том числе четыре миллиона на вознаграждение для охотников.
Все больше вредят волки и сельскому хозяйству Бурятии. Сегодня в республике насчитывается не менее 2,5 тысяч серых хищников. Допустимая же численность для региона - 900 особей.
В управлении Росприроднадзора по Бурятии бесконтрольный рост численности волков связывают с запретом на использование яда - эту меру ввели в 2005 году. Не стимулирует охотников и небольшая премия - за волчью жизнь платят 5 000 рублей, что едва ли позволяет окупить затраты на отстрел зверя. Недавно на заседании у президента Бурятии Вячеслава Наговицына прозвучало предложение увеличить размер вознаграждения до 10 тысяч рублей. Эту инициативу поддержали и депутаты Народного Хурала Бурятии. Но окончательное решение насчет размера премии пока не принято.
Однако ясно, что расходы на истребление хищников не сопоставимы с ущербом, которые они наносят. Если зимой 2010 года, по данным Росприроднадзора, он составил 11 миллионов рублей, то в аналогичный период 2011 года - уже 19 миллионов. Только за последний месяц хищники погубили более десятка голов крупнорогатого скота и более сотни овец.
В настоящее время главы районов Бурятии разрабатывают собственные меры поощрения охотников. По словам начальника управления сельского хозяйства Мухоршибирского района Бурятии Гендэна Генинова, сейчас крестьянско-фермерские хозяйства и сельхозпредприятия стараются не пасти, а держать скот на привязи, потому что волки ни днем, ни ночью не дают покоя. Активная борьба с хищниками не ведется, потому что в районе нет штатных охотников. Кстати, за убитого волка в Мухоршибирском районе стрелку положена награда - живой баран.
Трофимов Сергей Иванович, охотник с 40-летним стажем (Красноярск):
- Бытует мнение, что волки - "санитары" леса, уничтожают лишь слабых и больных животных и тем самым "оздоравливают" поголовье диких копытных животных. Это ложь. Волки всегда вырезают в первую очередь молодняк, затем, если могут, уничтожают крепких и здоровых оленей, лосей, коз. Когда в тайге или степи становится пусто, не брезгуют никакой мелкой дичью. А потом голодные волки идут к человеческому жилью и вырезают скот.
Самый эффективный способ сокращения поголовья серых хищников - охота на них с вертолета. Я отстреливал волков на севере Красноярского края, в Якутии, Казахстане. В 70-80-е годы этим занимались планомерно, что позволяло поддерживать разумную популяцию волков. Стоило поступить из района тревожному сигналу - вскоре туда прилетал Ми-2 или Ми-8 с опытным экипажем и хорошим стрелком. Бывало, за один вылет брали всю стаю, укладывали по 10-15 штук.
Сегодня час полета вертолета стоит столько, что такая охота стала очень редким явлением. Может быть, это хорошо - у нынешних волков исчез генетический страх к шуму вертолета и они легко подпустят под выстрел. Раньше-то они были очень осторожны. Однажды мы положили на снегу всю стаю - в крохотный, из нескольких деревьев, перелесок ушли только матерый волк с волчицей. Некуда им спрятаться. Облетели - не видим серых. Только в упор, вблизи, разглядели - стоят волки на задних лапах прижавшись с темным стволам деревьев, маскируются. Так и не выгнали мы их под выстрел.