02.02.2012 07:02
    Поделиться

    Эксперты: В морских портах ДФО меняется структура грузооборота

    Подведены итоги работы морских портов ДФО в 2011 году. Увеличение объемов перевалки грузов показало, что назрела необходимость строительства новых специализированных терминалов.

    125 миллионов тонн переработали в прошлом году морские порты Дальневосточного бассейна. Это на 6,1 процента выше показателя предыдущего периода. При этом, по данным экспертов, грузооборот портов страны в целом за минувший год увеличился лишь на 1,8 процента и достиг 535,4 миллионов тонн.

    Почти 13-процентный прирост на Дальнем Востоке обеспечили сухогрузы (в том числе уголь), а по наливным, напротив, наблюдалось снижение на 1,5 процента.

    Вырос грузооборот в портах Восточный (он включает терминал в Козьмино), Ванино, Пригородное, Владивосток, Де-Кастри и Посьет, зато сократился у порта Находка.

    Практически по всем стивидорным компаниям снизилась перевалка лесных грузов и вдвое уменьшилась - минеральных удобрений (основная часть последних проходит через порт Восточный). Почти на треть сократилась грузопереработка черных металлов, в то время как в отношении лома показатели увеличились более чем на 15 процентов.

    Изменение контейнерной специализации Восточного порта на угольную означает, что инновационную стратегию развития вытесняет сырьевая

    Неоднозначная ситуация сложилась в контейнерных перевозках. По данным Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ), в минувшем году контейнерооборот портов региона увеличился более чем на 20 процентов и достиг рекордных значений за всю историю их существования - 1 118 604 ДФЭ (в двадцатифутовом эквиваленте). Тем не менее по контейнерным перевозкам на 44,3 процента снизил показатели 2010 года Ванинский порт. А вот порты Владивостока получили прирост почти на 32 процента (в основном за счет импорта). Сменился лидер - ранее им был порт Восточный, теперь же три года на первых позициях Владивосток, отмечает Михаил Холоша, начальник отдела развития транспорта ДНИИМФ.

    Учитывая рост объемов экспорта угля и нехватку мощностей для его перевалки, правительство РФ заявило, что планируется строительство на Дальнем Востоке нового порта для перевалки 20 миллионов тонн угля в год. Как пояснил замминистра транспорта Виктор Олерский, в качестве возможных точек для его размещения рассматриваются районы Ванино, Находки - Восточного и Посьета. Планы строительства крупных угольных терминалов на Дальнем Востоке ранее высказывали несколько корпораций, но при этом предполагались объекты меньшей мощности. Сейчас порты в регионе рассчитаны на перевалку около 40 миллионов тонн. Потенциал роста угольного экспорта сдерживается возможностями железной дороги.

    Кстати, в этом году планируется начать в порту Восточном и строительство на первого Дальнем Востоке зернового терминала предполагаемой мощностью по экспортной перевалке зерна - до пяти миллионов тонн в год, по обработке импортных грузов - до 0,5 миллиона.

    - Планов строительства портов на Дальнем Востоке много, но, к сожалению, пока нам не удается наладить серьезных партнерских отношений в развитии транспортного сообщения ни с китайцами, ни с монголами, ни с японцами, - прокомментировал итоги прошедшего года Михаил Холоша. - Это яркое свидетельство инерционного подхода, поэтому даже при росте грузопотока через порты Дальнего Востока в ситуации мало позитива.

    Кстати, несколько лет назад в регионе планировали создать хотя бы один международный контейнерный хаб. Формировать его собирались в Восточном, как самом подходящем для этого месте. Была даже разработана схема его создания, обоснована грузовая база.

    - Но, похоже, побеждает "угольное лобби", хотя, если в порт приходит уголь, построить зерновой и иные терминалы станет проблематично - грузы могут быть несовместимы, - утверждает Холоша. - На мой взгляд, переориентация Восточного порта с контейнерной специализации на угольную означает, что инновационную стратегию развития в реальности побеждает сырьевая. Проблема в том, что никто не занимается оптимизацией размещения портовых мощностей, а для юга Приморья сегодня это важно как никогда.

    Поделиться