Владельцы недвижимости площадью до 100 квадратных метров в деревне и городских "пятидесятиметровых" квартир должны быть полностью освобождены от налога на недвижимость, исчисляемого по рыночной цене. Его следует брать, прежде всего, с владельцев дорогой недвижимости - стоимостью более миллиона долларов.
Таким мнением поделилась первый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева на пресс-конференции "Перспективы модернизации налоговой системы России". И подсчитала, что в этом случае он затронет от 200 до 300 тысяч объектов недвижимости и принесет в бюджет 200-300 миллиардов рублей дохода.
При этом ставка налога, считает Дмитриева, должна быть дифференцированной - для недвижимости ценой от 30 миллионов рублей ее можно установить на уровне одного процента, для домов и квартир стоимостью от 100 миллионов - в 5 процентов. Именно в части обложения дорогой недвижимости и может быть реализована идея введения налога "на роскошь", полагает Дмитриева. Что же касается перехода к налогу на недвижимость для всего населения, то это сложно сделать из-за трудностей администрирования и массовой оценки имущественного комплекса, уверена депутат. Кроме того, по ее мнению, даже установление щадящих ставок при оценке недвижимости по рыночной стоимости для большинства населения будет слишком сильным прессом.
Правда, обложение налогом по рыночной стоимости дорогой недвижимости может затронуть не только высоко обеспеченных граждан - например, тех, кто исторически проживает в центре Москвы. Поэтому возможно исключение - не будут подлежать налогообложению дорогие приватизированные квартиры, в которых граждане проживали до 1991 года, предложила Дмитриева. В то же время обеспеченные россияне нередко используют лазейки в законодательстве и регистрируют личную недвижимость на компании, обратил внимание председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов. С такими, считает он, надо поступать как можно строже и обкладывать эту недвижимость дополнительной ставкой - скажем, в пять раз выше обычной.
Налоговую систему следует серьезно перестроить и в части корпоративных налогов, настаивает Титов. "Главным вектором, - заявил он, - должно стать внимание к малому и среднему бизнесу. Именно это способно по-настоящему простимулировать экономику, развитие рынка и конкуренции". По словам Титова, как можно более широкому кругу малых и средних предприятий надо дать возможность перейти на патентную систему налогообложения. Для крупного бизнеса он считает наиболее подходящим схему налогообложения, которую Титов условно назвал "15-15-15". Суть ее заключается в том, что налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и страховые платежи для предприятий не должны превышать 15 процентов. В результате нововведения, признает Титов, бюджет не досчитается примерно 2,2 триллиона рублей. Но выпадающие доходы можно частично компенсировать - например, за счет увеличения налоговой нагрузки на газовую отрасль, уверен Титов: если газовики будут поставлены в те же налоговые условия, что нефтяники, казна получит 0,9 триллиона рублей в год.
Да и собирать налоги надо тщательнее. Сейчас НДС удается собрать на 60-80 процентов. Если увеличить сборы до 90 процентов, пробелы в бюджете будут ликвидированы, говорит Титов. Главным условием реализации изменений в налоговом законодательстве должен быть комплексный подход. "Менять отдельные аспекты, вводя один налог и не меняя другой - бесполезно, никакого положительного эффекта не будет", - добавляет Дмитриева.