Новости

В сентябре в наших школах появится курс "Основы религиозных культур и светской этики"

Правительство России своим распоряжением утвердило план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных школах страны.

В плане - три "главы”, первая из которых обязывает Министерство образования и науки в январе 2012 года подготовить все нормативно-правовые акты, обеспечивающие введение нового курса в школах. Январь минул, а на министерском сайте в разделе "Документы” пока нет ничего похожего. Пресс-служба ведомства уверяет, что "нормативка” вот-вот появится.

С января по март, согласно плану мероприятий, школьники и их родители должны определиться с выбором учебного модуля. Напомним, в новом курсе их шесть: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Школьникам нужно выбрать один. Курс рассчитан на учеников 4-5 классов.

С февраля по август 2012 года педагогов, которым предстоит преподавать новый предмет, отправят на курсы повышения квалификации. В течение всего года в регионах будут проходить конференции и семинары по подготовке к введению предмета в школы, а также должен заработать информационный портал, где будут размещены методические материалы и оперативная информация по теме.

Словом, до сентября 2012 года нужно успеть "отшлифовать” все острые углы. А они остались, несмотря на признанный удачным двухлетний эксперимент в 21 российском регионе: в апробации участвовали более 240 тысяч учеников почти 10 тысяч российских школ.

Однако, как выяснилось, около 5 процентов школьников из пилотных регионов так и не были задействованы в эксперименте. Решение об участии в эксперименте принималось по согласованию с родителями. По данным Минобрнауки, в Ярославской области от этого отказались 2 процента мам и пап, в Томской области - родители 28 школьников, в Чувашской республике - 15, 40 семей в Курганской области, 13 в Свердловской области. Но это полбеды. Большинство детей оказались отлучены от эксперимента совсем по другой причине. Просто в школах, где учатся ребята, не хватило для этого учителей. Речь о небольших сельских малокомплектных школах, где учителям и так приходится вести по 3-4 предмета. Однако, по мнению чиновников, "недобор” в 5 процентов - статистическая погрешность, и большинство регионов к введению в сентябре 2012 года этого комплексного учебного курса готовы.

Курс "Основы религиозных культур и светской этики” входит в школьную программу как элективный, то есть по выбору. Однако тут разработчики лукавят. Ведь хотя бы один из 6 предложенных модулей ученик выбрать обязан. Правда, за 10-11-летнего ребенка этот выбор делает все-таки родитель. В пилотных регионах предпочтения распределились так: 42 процента мам и пап решили, что их чадо будет изучать основы светской этики, треть выбрали основы православной культуры, 18 процентов - основы мировых религий, основы исламской культуры с помощью родителей выбрали 9 процентов школьников, буддизм - 1 процент, и менее одного процента учеников слушают курс по основам иудейской культуры.

- Получается, что 60 процентов родителей выбрали для своих детей нейтральные предметы - светскую этику и основы мировых религий, - отметил руководитель общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер. - Мне кажется, этим они проголосовали за то, каким должен быть курс.

По мнению члена Общественного совета при Минобрнауки, главного редактора радиостанции "Эхо Москвы” Алексея Венедиктова, новый курс не решает главной задачи, о которой говорилось, когда эксперимент только начинался: воспитание толерантности. "Показательная ситуация в Чеченской Республике: 99,9 процента школьников выбрали модуль по основам ислама. И только 0,12 процента решили изучать православие. Все выбирают "про себя", а не про других”, - отметил он на заседании совета в конце прошлого года.

Венедиктов предложил в конце курса по каждой отдельной религии ввести 4-5 уроков по основам других конфессий. Чтобы даже выбравший, допустим, буддизм, все равно в конце обучения получал представление и о других традициях. Многие члены Общественного совета его поддержали и отразили эту мысль в рекомендациях ,Минобрнауки. Так что можно надеяться, что в итоговом варианте курса это предложение будет учтено. Действительно, если в Ярославской области из 10 тысяч учеников один изучает основы мусульманской культуры, а иудейскую и буддистскую религии - вообще ноль, то о каком воспитании толерантности может идти речь?

Остается неясным и еще один острый момент. Курс сделан так, что первую часть ребята проходят в конце 4-го класса, а вторую - в первой четверти пятого класса. В четвертом им преподает педагог начальной школы, которому они научились доверять за 4 первых школьных года. А в 5-м на урок приходит уже новый учитель - предметник из основной школы. Мало того, что другой человек, так к тому же за три каникулярных месяца первая часть программы, хочешь не хочешь, а забудется.

Хоть решение  и принято, но спор о том, нужен ли школе такой предмет, в каком виде и с какого класса, становится только громче. Директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян уверен, что если курс проводить не в начальной, а в средней школе, было бы правильнее двигаться в сторону единого курса по истории мировых религий. Читатель "Российской газеты", юрист Михаил из Омска считает, что "такую информацию в 4-5 классе давать рано”. Посетительница нашего сайта Мария из Санкт-Петербурга пишет, что нельзя разделять детей в классе по религиозным предпочтениям родителей: "Это приведет к разобщенности класса. Религия и вера это личная инициатива каждого человека. Надо приводить общие примеры из разных религий, тогда это будет воспитывать терпимость по отношению к другим народам”.

опрос "РГ"

Тем временем, на странице "Российской газеты" в одной из соцсетей пользователи активно отвечают на вопрос, какой курс из шести предложенных в рамках нового предмета они бы выбрали для своего ребенка. Только за два последних дня мы получили уже около 2 тысяч ответов. Почти 47 процентов из них  - за то, чтобы дети в школе узнавали об истории мировых религий в целом или об основах светской этики. 29 процентов - за основы православия, 6,5 процентов - за ислам, 4 процента - за буддизм, почти 1 процент набирает иудаизм. А 14 процентам подписчиков нашей странички такой предмет вообще не нужен.

мнения

Дмитрий Елец, Санкт-Петербург:

- Основы мировых религиозных культур и светская этика - это очень даже неплохо для современного человека, и даже для "воинствующего" атеиста. Главное, насколько качественно и беспристрастно все это будут преподавать. В этом - самые большие сомнения.

Роман Мельников, Кстово:

- Такие вещи надо для старшеклассников делать, и решать должны старшеклассники, а не родители. Человек сам должен решать, изучать ему ту или иную религию, или же основы всех вместе... В старших классах человек уже осознанно будет для себя делать выводы, для 12-13 летнего ребенка это может быть лишней и ненужной информацией, которая может даже навредить.

Ольга Бондаренко, Армавир:

- Лучше изучать все это в форме факультатива и на уровне литературных произведений народов мира.

Как будут преподавать в школе "Основы религиозных культур и светской этики”? Кто будет учить детей? Сколько часов отводится на новый урок?

Задавайте свои вопросы экспертам минобрнауки, ученым и разработчикам нового школьного курса на нашем сайте или присылайте на электронную почту zavtrak@rg.ru. Ответы читайте на сайте и в ближайших номерах "РГ".

JSCODE