Предложение премьер-министра, кандидата в президенты России Владимира Путина об издании 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник средней школы ("Независимая газета" от 23 января с. г.), не то чтобы прошло незамеченным, но и широких дискуссий не породило.
Интерес к чтению в России падает. И даже уже не хочется знать всей правды: на каком месте среди цивилизованных стран мы по этой шкале находимся. И, в общем-то, бессмысленно указывать на то, что самая успешная в плане экономики страна Европы, Германия, по уровню моды на чтение занимает первое место. И между этими двумя категориями - экономика и чтение книг - есть взаимообратная связь. Я лично скандирую на каждом выступлении у школьников во время писательских поездок: "Дети! Мир делится на тех, кто смотрит телевизор, и на тех, кто делает то, что смотрят в телевизоре. Те, кто делает то, что смотрят в телевизоре, это те, кто читал книги. Те, кто не читал, в лучшем случае открывает ларьки. Которые сносят".
Без текстов нет кино, нет театра, нет телевидения. Чтобы снять хорошее кино, надо написать хороший сценарий. Плохое кино - плохой сценарий. Чтобы политики произносили зажигательные речи, их должны сперва написать бывшие студенты Литературного института. И - пишут. Но, видимо, не самые лучшие.
Говорить это можно сколько угодно. Но пока вся страна не разучится писать осмысленные тексты (это произойдет очень скоро из-за отмены обязательных сочинений в вузах), пока не возникнет чудовищный дефицит на людей, способных сочинять сколько-нибудь протяженные культурные тексты, без которых ни одна сфера деятельности, включая политику, невозможна, мы не поймем подлинной глубины катастрофы, которая надвигается на нас, как айсберги на "Титаник": с виду они такие смешные, а впереди - ждет настоящий ужас. Впрочем, не исключено, что и ужаса этого наши дети уже не осознают. Мозгов не хватит. Просто начнут спрашивать: "Ой!!! А как это пишется?"
В этой связи предложение премьера мне видится хотя и слишком механическим решением вопроса, но, по крайней мере, заманчивой его постановкой.
Любопытно, что это предложение прозвучало в статье, посвященной национальным проблемам. Поработав год в жюри премии "Дебют", которая призвана выявлять таланты среди русскоязычных молодых писателей, я с удивлением обнаружил, что среди тонн электронных рукописей, поступающих на конкурс, колоссальный сегмент занимают пишущие по-русски дети - выходцы с Кавказа. Их там так же много, как и кавказских лиц на улицах Москвы и крупных городов. Почему? Вероятно, потому, что этим детям, которые, как известно, привыкли слушать стариков и родителей, прилично и ВЫГОДНО стремиться в русские писатели. А русским - уже нет? А русские, наверное, все еще думают, что, став взрослыми, они будут зашибать бешеные деньги, не выходя из джипа, не отключая сотового телефона и не прочитав ни одной книги? Сидеть в прохладных офисах ("белые воротнички"), в турагентствах, мотаться по свету с туристами, не прочитав ни одной книги о тех странах, куда они вожделенно хотят летать? Но кавказские дети умнее их. Они будут начальниками и креативщиками в тех самых офисах и турагентствах.
Так что выбрать "белую сотню" книг на русском языке, не прочитав которую нельзя рассчитывать на любое высшее образование, - это дело хорошее. Другое дело - как их выбирать? Ведь не случайно, наверное, премьер, говоря о 100 книгах, будто забыл о существующих школьных программах.
Программа - это обязаловка. Это то, что читать нужно, а не хочется. А сейчас, с введением ЕГЭ, еще и не нужно. Когда и не хочется, да еще и не нужно, тогда можно лишь пожалеть бедных учителей литературы, которые рассказывают своим ученикам, как Антон Павлович Чехов (именно так: Антон. Павлович. Чехов) ездил на Сахалин. "Сахалин? Чего он там забыл?"
В том-то и хитрость, что это должна быть не какая-то "программа", а наша "белая сотня".
Это должны быть книги, прочитать которые и нужно, и хочется. Потому что без их знания как бы неприлично общаться приличным людям. Даже базар вести неприлично. Но вот вопрос: как эти книги выбирать? Из чего?
Первые же отклики на предложение премьера странно поразили своим негативизмом. Не выбирать, а отсечь, непременно - отсечь! Одна школьная учительница, например, волнуется из-за наличия в школьных программах романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго".
Замечательный прозаик Захар Прилепин "при всем уважении к Солженицыну" не стал бы рекомендовать детям "Архипелаг ГУЛАГ" из-за слишком негативного освещения советской истории. Но друзья! Это как раз те две русские книги ХХ века, которые прочитал, образно говоря, весь мир! Как "Войну и мир" и "Мастера и Маргариту". И я не представляю себе культурного русского, который не прочитал бы "Войну и мир", "Мастера и Маргариту", "Доктора Живаго" и - да-да! - "Архипелага ГУЛАГ". Такой русский, оказавшись за границей, будет выглядеть полным невеждой.
Я говорю это не потому, что предлагаю свой список. Хотя наличие в нем четырех названных произведений для меня несомненно. А потому, что решать этот вопрос можно только позитивно и трезво. Оглянувшись и поняв настоящее место России в современном мире. Заглянув вглубь, в нашу нынешнюю смуту, и осознав, почему "Слово о полку Игореве" с его кошмаром распада русской земли не теряет звучания спустя почти тысячу лет. Но и не отвергая, например, Пелевина с Generation П...
Мы хоть в чем-то можем согласиться?!
Опрос "РГ":