Полицию ограничили в праве возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям

В декабре прошлого года вступил в силу Федеральный закон N 407-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". В соответствии с ним поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Данная новелла носит, мягко говоря, спорный характер. Она не в полной мере согласуется, а скорее совсем не согласуется с принципом публичности уголовного преследования. Так, в соответствии с частью пятой статьи 20 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, считаются уголовными делами публичного обвинения. Частью первой статьи 21 УПК РФ установлено, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляет прокурор, а также следователь и дознаватель.

В этой связи прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю предписано в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении (ч. 2 ст. 21 УПК РФ). Согласно части первой статьи 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Механизм привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления дал серьезный сбой и требует капитального ремонта

Что же получилось сейчас? Сама возможность уголовного преследования и проведения предварительного следствия ставится в зависимость от направления или ненаправления контролирующим органом материалов, кстати, перечень и вид которых в законе не указан. Интересно также, куда эти материалы должны направляться: сначала в органы внутренних дел, которые правомочны осуществлять оперативно-розыскную деятельность по налоговым преступлениям или сразу в Следственный комитет, к подследственности которого с 1 января 2011 года относятся указанные преступления? Или все равно куда, лишь бы направить?

Помимо того что серьезно страдает принцип публичности уголовного преследования, проигнорированы также и такие его особенности, как неразрывность преследования, его естественное развитие и течение, когда, несмотря на наличие достаточных данных и информации о совершенном противоправном деянии, что уже является поводом для возбуждения уголовного дела, решение о возбуждении уголовного дела не может состояться без дополнительного обязательного условия, которое отдается на субъективное решение должностного лица контролирующего органа.

Вообще же сама тенденция, новая идея, закрепленная в уголовно-процессуальном законодательстве, когда уголовные дела по определенному виду преступлений могут возбуждаться только по материалам контролирующих органов, является опасной, противоречащей общей концепции российского уголовного и уголовно-процессуального права и могущей повлечь массовые аналогии, что в итоге приведет к нарушению принципа неотвратимости ответственности за совершенные преступления. Действительно, следующим шагом может быть возбуждение уголовных дел по антимонопольным статьям УК РФ только по материалам ФАС, по незаконной банковской деятельности - по материалам ЦБ и т.д.

Не стоит сбрасывать со счетов еще один аргумент - пусть даже косвенное наделение контролеров функциями по решению вопроса об осуществлении или неосуществлении уголовного преследования - есть мощнейший коррупциогенный фактор и явный выход за пределы полномочий таких органов.

Очевидно, что новая норма создает препятствия в реализации одной из основных функций органов внутренних дел - выявлении и раскрытии преступлений в сфере экономики, в частности налоговых преступлений.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" задачами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются в том числе выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экономической безопасности РФ.

Наряду с этим частью второй статьи 11 закона N 144-ФЗ установлено, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, к следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении.

Кроме того, представляется, что предлагаемое изменение в статью 140 УПК РФ создаст препятствие в реализации результатов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, поскольку согласно части третьей статьи 11 закона N 144-ФЗ результаты оперативно-розыскной деятельности представляются органу дознания, следователю или в суд.

В соответствии со статьей 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных, кроме заявления о преступлении и явки с повинной, источников принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. В связи с этим не урегулирован вопрос о порядке рассмотрения и разрешения сообщения о преступлении, полученного в ходе оперативно-розыскной деятельности.

Казалось бы, потеряла полиция еще одну возможность "покошмарить" бизнесменов, да только так недалеко и до того, что самих предпринимателей скоро некому будет защитить от менее порядочных коллег и банального криминала ввиду отсутствия таких обязанностей, возможностей и полномочий.