Владимир Путин опубликовал во вчерашнем номере газеты "Коммерсантъ" новую статью "Демократия и качество государства". Из ее содержания становится ясным, что Россию не ждет немедленная демократия, поскольку, по словам премьера, настоящая демократия не создается одномоментно. Впрочем, его логика такова, что демократия в стране уже существует, ведь именно "демократическими, конституционными методами" власть реанимировала государство после кризисных 90-х годов. И поскольку сегодня российское общество стало другим, чем в начале 2000-х годов, то оно, по мысли Путина, готово к дальнейшему демократическому плаванию. "Изменившиеся требования к власти, выход среднего класса из узкого мирка строительства собственного благосостояния - это результат наших усилий. Мы на это работали. Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии", - считает глава правительства.
Статья содержит много характерных для Путина рассуждений о том, как нужно идти к демократии. Он пишет о том, что надо настроить механизмы политической системы таким образом, чтобы она своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное согласование этих интересов. Что необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Любопытно, впрочем, другое: премьер обращается к теме, которую до этого момента почти не затрагивал и которая находилась, скорее, в ведении президента Дмитрия Медведева, - демократия через Интернет.
"Что такое "обратная связь" на практике? - задает вопрос Путин. - Это общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения". И далее следует то, что было сложно раньше ожидать от главы правительства, - фактическая ода Интернету, который Путин намерен использовать в дальнейшей демократизации общества.
Проявляется это прежде всего в предложении ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в Интернете. Впрочем, Путин считает, что предложения не могут быть анонимными. Глава правительства осознал плюсы интернет-демократии настолько широко, что собрался распространить ее на муниципальный и региональный уровень. "В каждом муниципалитете должны проходить не только прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания. Оценку народа должны получать и другие чиновники, занимающие ключевые должности. Например, по итогам первого года работы начальника районного отдела полиции гражданам района должно быть предложено высказаться, хотят ли они, чтобы этот человек и дальше трудился в их районе", - не скупится на предложения Путин.
Местное самоуправление главе правительства вообще видится школой демократии. "Демократия большого государства складывается из "демократии малых пространств", - заявляет Путин. Конкретные направления по повышению действенности местного самоуправления таковы: во-первых, муниципалитеты не должны бездумно укрупняться. А во-вторых, муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. "В этой связи предлагаю передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Конечно, при этом необходимо будет сбалансировать полномочия между субъектами Федерации и муниципалитетами", - высказал мысль Путин. И тогда руководство муниципальных образований будет способно полноценно отчитываться перед своими избирателями.
Однако контроль над страной федеральный центр все равно до конца не отдаст, даже несмотря на то, что Россия возвращается к прямым выборам губернаторов. Слово "фильтр" Путин напрямую не использует, однако пишет о том, что "за президентом останутся инструменты контроля и реагирования, в том числе право отстранения от должности губернатора". Это, по его мнению, обеспечит сбалансированное сочетание децентрализации и централизации. Однако, считает он, центр должен оставаться ключевым политическим стабилизатором баланса межрегиональных, межэтнических и межрелигиозных отношений.
Несколько больше конкретики получила тема коррупции. "Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция", - пишет премьер. В связи с этим он предложил законодательно закрепить новый порядок выдвижения кандидатур на должности председателя и аудиторов Счетной палаты, формирования списка назначаемой части Общественной палаты. А именно: кандидаты должны выдвигаться не президентом, как сейчас, а Советом Государственной Думы на основе согласия с кандидатурой всех фракций. Одним пунктом Путин, правда, не ограничивается и предлагает выделить коррупционно опасные должности - как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте госкорпораций. "Занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи. Было бы правильным включить в рассмотрение еще и такие вопросы, как место фактического проживания, источники оплаты отдыха и пр.", - призывает премьер.
Завершается статья предложениями по судебной реформе. Путин, в частности, высказывает готовность идти на встречу общественным объединениям, которые получат право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников, а также обещает расширить сферу применения коллективных исков, которые могут предъявлять граждане.
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
- Владимир Путин, с одной стороны, ничего не говорит о прошедших акциях протеста, но, с другой стороны, в рамках данной статьи это не первостепенный вопрос. Важно то, насколько прощупывается степень его готовности идти на преобразование политической системы. Вообще, самая правильная политическая позиция - не столько реагировать, сколько перехватывать инициативы, что Путин и делает, формируя предложения по дальнейшей демократизации власти и общества. Кроме того, есть и косвенное упоминание Путина о протестах, когда он говорит о повышении взыскательности и требовательности среднего класса, что, согласно статье, стало результатом его 12-летнего пребывания у власти.
На мой взгляд, Путин пытается сформулировать другой взгляд на движение к демократии, менее радикальный, чем тот, что предлагает протестная оппозиция. Из статьи следует, что демократия - это не то, что можно ввести серией указов, решений и мер какого бы то ни было характера, а то, что нуждается в длительной культивации, домашней работе со стороны как государственного аппарата, так и гражданского общества.
Премьер уделяет немало внимания шагам в области местного самоуправления, например, усилению института местных референдумов или обеспечению финансовой самостоятельности муниципальных органов власти. Но это, несомненно, не выход из протестной ситуации, поскольку энергия, поступающая сегодня в политику, не может быть поглощена местным уровнем власти. Многие люди хотят говорить не только и не столько о проблемах канализации и дорожной сети, сколько о тех вещах, которые не решаются на местном уровне.
В статье есть несколько положений, которые в случае их реализации могут стать конкретными и значимыми шагами по расширению демократического участия. Это прежде всего новый порядок выдвижения кандидатур на должности председателя и аудиторов Счетной палаты, обязательное рассмотрение в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч подписей, и оживление института местных референдумов.
Что касается общественных инициатив, то рассматриваться будут те вопросы, которые могут стать предметами законодательного регулирования и быть сформулированными в качестве законопроектов. Безусловно, должны рассматриваться и радикальные предложения, например, о чьей-либо отставке - понятно, что в большинстве случаев они будут отвергаться, но, так или иначе, это будет достаточно эффективный инструмент давления общественного мнения на государственный аппарат.
Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:
- Эта статья не о текущих новациях в политической системе, она о модели, которая на данный момент близка Владимиру Путину. Он мог бы взять курс на какую-нибудь консервативную модель, но вместо этого делает выбор в пользу демократии "малых дел", в пользу небольших сообществ, которые необходимо сплачивать.
Глава правительства идет навстречу различным гражданским инициативам и пытается создать новый дружественный интерфейс власти во взаимоотношении с обществом. Он воспринимает демократию не как несколько институтов, а как огромную живую среду, в которой формируются гражданские инициативы, направленные на развитие диалога. По мысли премьера, демократия - это сервисный механизм, с помощью которого гражданин может общаться с властью. Важно, что Путин уделяет большое внимание созданию каналов для выявления гражданских инициатив и включения их в политический процесс. Это и есть красная линия статьи. А сам материал, по сути, является заявкой на политическую программу премьера. Я бы назвал ее "земской демократией" или "демократией малых дел". Понятно, что это принципиально иное понимание демократических процедур и политических реформ, чем то, что предлагается иными группами властной структуры.
Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика", депутат:
- Новая статья Владимира Путина носит концептуальный характер и касается основ российской государственности, развития политической системы. Вопрос, связанный с протестами, - это другой вопрос, не имеющий отношения к тем политическим столпам, на которых должно строиться государство.
Хотя я уверен, что статья писалась во многом с учетом тех настроений, которые существуют в протестной оппозиции. Речь идет, в частности, об усилении роли местного самоуправления, что является прямым ответом на критику в чрезмерной централизации власти. Затрагиваются также проблемы борьбы с коррупцией, о чем также очень много говорит оппозиция. Есть довольно большой раздел, связанный с влиянием Интернета на политику. Владимир Путин понимает, что в современных условиях этой темы избегать уже нельзя, тем более когда речь заходит о демократических ценностях. Причем все эти сюжеты Путин описывает с точки зрения того, что он реально может сделать, а оппозиция - с той точки зрения, что ей хотелось бы сделать. Статья Путина - часть его политической программы. Уже была статья, посвященная самой философии управления, и думаю, что ко дню выборов мы увидим максимально обширную программу, затрагивающую все политические проблемы, которые волнуют общество.
Андрей Шубин, руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "ОПОРЫ России":
- В настоящее время только ЕНВД (единый налог на вмененный налог) в полном объеме зачисляется в бюджет муниципалитета. Так, УСН (упрощенная система налогообложения) зачисляется в бюджет субъекта, как и УСН на основе патента. Еще часть ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) зачисляется напрямую в бюджет муниципалитета. В то время как предприниматели ведут свою деятельность в конкретном бюджете, а налоги поступают в бюджет региона, у местной власти нет дополнительной заинтересованности в создании наиболее благоприятных условий для развития бизнеса.
Конечно, передача всех налогов от малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы на уровень муниципалитетов, не в полной мере решит проблему наполняемости бюджетов, но позволит привлечь в экономику муниципалитетов дополнительные средства на выполнение ими своих обширных полномочий. Такое решение, с одной стороны, может снизить зависимость муниципалитетов от трансфертов из региональных бюджетов, а с другой - сделать важный шаг навстречу малому бизнесу.