Вчера стартовала Неделя российского бизнеса, в рамках которой Российский союз промышленников и предпринимателей отметит свое 20-летие. Накануне этих событий "РБГ" побеседовала с президентом РСПП Александром Шохиным. Отвечал Александр Николаевич, сверяясь с результатами ежегодных опросов российского бизнес-сообщества, которые проводит РСПП, а также с данными агентства Fleishman-Hillard Vanguard, опросившего в 2011 году представителей иностранного бизнеса в России.
- Александр Николаевич, годы бурного роста за счет экспорта природных ресурсов закончились экономическим кризисом в конце 2008 года. Какова ситуация сегодня?
- Ресурсоориентированная модель экспортной экономики показала высокую уязвимость по сравнению с другими странами с развивающимися экономиками. Вместе с тем ВВП и промышленное производство в 2011 году показывали достаточно уверенный рост.
Иностранные инвестиции выросли в 2011 году, однако изменения их структуры за последние годы менее позитивны. Доля прямых инвестиций по итогам трех кварталов прошлого года упала ниже 10% от общего объема поступивших инвестиций.
Но и в целом темпы восстановления инвестиционной активности на фоне провала 2009 года кажутся недостаточными. Инвестиции в основной капитал после падения почти на 16% в 2009 году выросли лишь на 6% в 2010 году и на 5,6% - за 11 месяцев 2011 года.
Не менее интересный показатель - уровень инфляции. С одной стороны, темп роста цен стал рекордно низким: 2011 год станет третьим годом подряд, когда Росстат фиксирует темп инфляции ниже 10%. С другой стороны, рост цен производителей по-прежнему остается актуальной проблемой, хотя и не такой острой, как в прошлом году: выше 14% в январе-ноябре 2011 года.
На фоне не самых плохих, но и не лучших макроэкономических данных главный итог - улучшение деловой среды.
Как показывают социологические исследования, кризисный период сузил и без того ограниченный горизонт планирования компаний. В условиях кризиса и посткризисного восстановления больше половины предпринимателей не стремились заглядывать дальше, чем на 3 года вперед. В 2011 году ситуация изменилась - более 45% компаний обсуждали стратегию развития на срок свыше трех лет.
Для оценки качества инвестиционного климата важно наличие или отсутствие барьеров для создания компании и выхода на новый рынок. Более трети компаний полагают, что их региональный рынок в той или иной степени закрыт для "чужаков". Одновременно возросла доля тех, кто считает, что выйти на региональный рынок достаточно легко, даже если речь идет о компании из другого региона.
Другой вопрос: легко ли начать новый бизнес с нуля в регионе? Опросы предпринимателей показали, что в среднем процедура создания новой компании с момента сдачи документов на государственную регистрацию до получения всех документов, необходимых для начала деятельности, занимает 39 дней. Это, конечно, существенно снижает нашу конкурентоспособность, в том числе и в отношении наших партнеров по Таможенному союзу.
- Улучшились ли защищенность частной собственности, качество системы лицензирования, контроля, надзора, законодательная база регулирования предпринимательской деятельности?
- Уровень защищенности частной собственности - один из наиболее тревожных показателей. При и без того низкой базе (в 2007 году 65% опрошенных оценивали уровень защищенности частной собственности как низкий) более половины опрошенных не видят значимых улучшений в данной сфере, 20% полагают, что ситуация ухудшилась.
Вместе с тем позитивную оценку получили усилия государства по улучшению качества законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности. Доля тех, кто положительно оценивает достигнутый прогресс, более чем на 15% превышает долю компаний, полагающих, что законодательство ухудшилось.
В отношении системы лицензирования, контроля и надзора более 30% компаний полагают, что ситуация за 5 лет улучшилась, менее 30% - ухудшилась, 40% - не изменилась, притом что 40% компаний в 2007 году оценивали систему как мешающую российскому бизнесу. Мы попросили компании, получавшие лицензию за последние два года, оценить, сколько в среднем времени было потрачено на ее получение. 45% компаний, получавших лицензию, "укладывались" в 30-дневный срок, но 5% компаний получали лицензию год и более. Более 20% компаний потратили на получение лицензий существенно более трех месяцев.
- А уровень налоговой нагрузки?
- В отношении налоговой нагрузки опрос РСПП продемонстрировал консолидированное мнение бизнес-сообщества: за последние пять лет она выросла.
Отдельно анализировались последствия повышения страховых взносов в 2011 году. Большая часть компаний заявили об умеренном или незначительном негативном влиянии на деятельность, 13% - о невозможности функционировать в условиях таких ставок.
Не менее существенно для итоговых оценок делового климата состояние инфраструктуры, необходимой для ведения предпринимательской деятельности в регионе функционирования компании. Есть целый ряд видов инфраструктуры, где ситуация далека от идеала. Например, в области недвижимости, работы бирж, аэропортов, образовательных учреждений, электро-, тепло- и газоснабжении.
- Ежегодно в РСПП проводится опрос членов правления и бюро правления РСПП и выбираются десять событий, в значительной степени повлиявшие на экономику России в 2011 году. Можете их назвать?
- Это активизация участия России в интеграционных процессах на постсоветском пространстве; выборы в Госдуму; завершение переговоров по присоединению России к ВТО, кризис в Греции и других странах еврозоны, резкий рост госдолга развитых стран и снижение их суверенных рейтингов; революции на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки; отставка Кудрина; прогноз рекордного оттока капитала по итогам 2011 года; трагедия "Фукусимы". Также это кризис транспортной инфраструктуры (участившиеся катастрофы и ЧС в авиации, авария "Булгарии" и т.д.); систематические провалы государственного регулирования отдельных рынков (бензин, фармрынок и т.д.).
Кроме того, это решение о временной схеме изменения ставок обязательных страховых платежей в части социального страхования; введение института экспертизы и механизма отмены нормативных правовых актов ведомств, препятствующих ведению предпринимательской и инвестиционной деятельности; подготовка проекта "Стратегии-2020" с участием представителей экспертного и бизнес-сообщества.
- Вы можете назвать главную проблему российского бизнеса в перспективе?
- Вообще есть несколько проблем, которые могут оказать негативное влияние на развитие бизнеса в России. Например, растет озабоченность в отношении доступа к современным технологиям, хотя еще совсем недавно бизнес больше волновала доступность финансовых ресурсов. Отмечаем мы и растущую тревогу по поводу дефицита кадров. Возможно, это и есть главная проблема, с которой столкнутся наши предприятия в ближайшей перспективе.
- Каких работников не хватает?
- Предприниматели давно жалуются на нехватку кадров нужной квалификации. Наш анализ потребностей респондентов в различных категориях работников по уровню образования еще раз подтвердил несбалансированность рынка труда.
В первую очередь компаниям не хватает специалистов с высшим техническим образованием - более 60% компаний говорят о нехватке специалистов. Практически такая же сложная ситуация с рабочими со средним профессиональным образованием - у более чем 60% компаний наблюдается недостаток нужных специалистов.
Чуть лучше ситуация со специалистами со средним техническим образованием и рабочими с начальным профессиональным образованием. От 40 до 50% компаний сталкиваются с кадровым дефицитом по этим направлениям, но более 30% компаний смогли укомплектовать штат. Если оценивать потребность компаний в работниках по профессиональным группам, картина будет похожей. Компании сталкиваются с нехваткой высококвалифицированных специалистов и топ-менеджмента. А с неквалифицированными рабочими или с поиском работников сферы обслуживания проблем, скорее, нет.
- Российские компании серьезно озабочены и перспективой ужесточения конкуренции в ближайшие 2-3 года. Наши конкуренты - кто они?
- В первую очередь это отечественные компании, а также отечественные компании с государственным участием. В меньшей степени отечественные компании с участием иностранного капитала и зарубежные компании с производством на территории России.
- Как дела обстоят с уровнем социальной ответственности бизнеса?
- Достаточно стабильная экономическая ситуация привела к восстановлению докризисного уровня социальных инвестиций. Более 85% компаний в той или иной форме оказывали помощь региональным властям или муниципалитетам в социальном развитии региона.
Хотя уровень социальной ответственности российского бизнеса все еще невысок. В международной практике это понятие значительно шире социальной деятельности и включает этику делового поведения, прозрачность деятельности, качество продукции и услуг и т.д.
Среди видов социальной поддержки наиболее популярной остается помощь ветеранам, инвалидам, другим категориям социально незащищенных граждан, связанным с компанией.
- Помогают ли региональные власти совершенствовать инфраструктуру, необходимую для ведения и развития предпринимательской деятельности?
- В 2011 году мы спросили бизнес о вкладе региональных властей в улучшение делового климата в регионе. Если в 2007-2009 годах ситуация последовательно ухудшалась - региональные власти расценивались скорее как помеха развитию инфраструктуры для бизнеса, то в 2010 году ситуация изменилась. Усилия органов власти субъектов Федерации были позитивно оценены бизнесом, а после перехода к более общим оценкам - от инфраструктуры к деловому климату в целом - результаты оказались еще более оптимистичными.
Единство делового климата вызывает смешанные оценки со стороны компаний. Вывод один - единого делового климата в России не существует.
Близкие результаты получаются при оценке единых правил игры в российских регионах - 82% компаний полагают, что их нет или скорее нет. Сюда включаются в том числе менее формализованные, но оттого не менее важные элементы взаимодействия бизнеса и власти, например, обязательность или необязательность включения жестких показателей создания рабочих мест при заключении инвестсоглашения между региональной властью и компанией.
Наиболее оптимистичные оценки получило законодательство, регулирующее деятельность компаний: более половины компаний в 2011 году полагали, что можно говорить о едином предпринимательском законодательстве.
Идея единства системы правоприменения находит несколько меньшее число сторонников, чем идея единого законодательства, но в целом почти 40% компаний полагают, что правоприменение не отличается в различных регионах России.
- Компании достаточно часто сталкиваются с нарушением своих прав со стороны конкурентов. Как защитить свои права?
- Конкуренты здорово досаждали в 2009 году. Сегодня доля компаний, которые регулярно сталкиваются с недобросовестной конкуренцией, стабилизировалась на уровне 20%.
Что касается нарушений прав со стороны органов власти, ситуация немного лучше, но не идеальна. При этом доля компаний, которые сталкиваются с нарушением своих прав со стороны органов власти, медленно, но растет.
Восприятие уровня коррупционности отношений бизнеса и власти традиционно высокое. Правда, после резкого скачка в 2010 году восстановилась тенденция на снижение.
Эффективно защитить свои права непросто, но возможно. Наиболее востребованный инструмент - судебная система. Практически все компании - 79% - имели опыт участия в судебных разбирательствах. 69% компаний участвовали в судебных спорах с контрагентами по бизнесу, треть компаний - в спорах с органами власти.
Один из прорывных законов, в том числе предусматривающий необходимость согласования с прокуратурой проведения внеплановой проверки, был горячо поддержан бизнесом. Он чрезвычайно актуален - за последние два года плановые проверки проводились на 92% опрошенных компаний, внеплановые - на 55,4%. Вместе с тем в 49% случаев компаниям не предъявлялись документы о согласовании внеплановых проверок с органами прокуратуры.
Что же касается длительности проверки компании от момента начала проверки до оформления акта проверки, то значительная часть проверок укладывается в срок от 30 до 39 дней (четверть опрошенных компаний) и до 9 дней (21% компаний). В 7% компаний проверяющие "сидят" более трех месяцев.
В ходе проведения проверок компании часто сталкиваются с незаконными требованиями со стороны контрольно-надзорных органов.
Главной проблемой остается требование избыточных документов. Вместе с тем растет озабоченность недостаточным уровнем компетентности проверяющих.
Но, несмотря на ряд проблем во взаимоотношениях с органами власти, компании вернулись к приоритету легальных способов и считают их более эффективными в текущих условиях. Правда, нелегальные методы не ушли в прошлое - они востребованы третью компаний. Среди легальных инструментов взаимодействия бизнеса с органами власти наиболее востребованными являются личные контакты с представителями власти и местного самоуправления.
- Не могу не спросить об инновациях, насколько они близки российскому бизнесу?
- Нельзя сказать, что российский бизнес абсолютно неинновационен. Половина российских компаний производит более 50% продукции в России с применением европейских или иных международных технических стандартов.
Мы, кстати, завтра, 8 февраля, в рамках Недели российского бизнеса проводим специальную конференцию "Инновационная Россия - ответы на глобальные вызовы", в числе соорганизаторов которой Глобальный венчурный альянс и другие крупные международные организации. Крупнейшие ученые, предприниматели, политики, венчурные капиталисты, бизнес-ангелы, мировые эксперты по инновационному развитию и футуристике соберутся для обсуждения наиболее актуальных вопросов инновационного развития России.
Обсуждать будут ресурсо- и энергосберегающие технологии, новые городские инфраструктуры, биомедицину и информационные технологии. По всем этим позициям российскому бизнесу есть что представить, чем поделиться. Но инновационной деятельности компаний мешает недостаток финансовых средств, в первую очередь собственных. Трудность привлечения заемных средств также входит в пятерку главных проблем для инновационных проектов. Второе место занимают недостаточные, по мнению инновационного бизнеса, финансовые льготы, а третье - нехватка квалифицированных кадров. Интересно, что неразвитая инновационная инфраструктура меньше ограничивает инновационную активность компаний, чем низкая предсказуемость условий хозяйственной деятельности.
Более чем у трети компаний на новую/усовершенствованную продукцию в 2011 году приходилось более 20% выручки, но этого недостаточно.
Что касается примерного уровня затрат компании на технологические инновации в 2011 году в процентах к выручке, то ситуация несколько лучше, чем статистика по всей экономике.
- Изменились ли рейтинги России в уважаемом экономическом индексе Global Competitiveness Index по сравнению с прошлым годом?
- Если рассматривать позиции России в рейтинге конкурентоспособности на протяжении пятилетнего периода, то можно говорить о ярко выраженном негативном тренде. Наиболее "провальные" российские факторы конкурентоспособности - институты, товарные рынки, условия ведения бизнеса и финансовый рынок.
Если взять две крайние точки - рейтинг 2007-2008 и 2011-2012 годов, то позиции России улучшились по трем компонентам - размер рынка, качество инфраструктуры и готовность к внедрению технологий, хотя в рейтинге 2011 года Россия занимает не максимальную для себя позицию. Наиболее значимое падение наблюдалось по таким компонентам индекса, как товарный рынок, рынок труда и условия ведения бизнеса - Россия за 5 лет потеряла от 26 до 44 позиций.
Итоговое место России в последнем рейтинге Doing business-2012 незначительно улучшилось. Вместе с тем говорить о существенном прорыве, когда страна занимает 120-е место из 183, не приходится. Россия занимает самые низкие позиции по таким компонентам рейтинга, как начало бизнеса, получение разрешений на строительство, регистрация прав собственности, защита прав инвесторов, подключение к электросетям. Например, по сложности подключения к электросетям наша страна сейчас занимает самое последнее - 183-е место.
По сравнению с тремя предыдущими рейтингами незначительно повысились оценки внешнеторговой сферы России, в частности, сократилось количество документов, которые необходимо оформлять при импорте, с 13 до 10, незначительно упали финансовые затраты при импорте. Это улучшение было ожидаемым - работа по созданию Таможенного союза, как и предполагалось, способствовала повышению качества таможенного законодательства.
Если сравнить итоги обзоров международных организаций с результатами проводимых РСПП опросов предпринимателей, можно увидеть, что оценки по отдельным компонентам качества предпринимательского климата различаются лишь в ограниченном числе случаев.
Низкие консолидированные оценки получил уровень защиты прав собственности, развитость финансового рынка и возможность получения кредита, простота запуска и ликвидации предприятия, состояние институтов.
Международные эксперты чуть лучше, чем российские компании, оценивают состояние рынка труда, налоговую сферу и уровень макроэкономической стабильности (если не считать озабоченность национальных компаний темпами инфляции). Российские компании выше оценивают качество судебной системы.
Но есть главное расхождение - оценки большинства международных экономических рейтингов показывают негативную динамику, тогда как, по мнению значительной части российских компаний, деловой климат за последние пять лет улучшился.
В данном случае мы считаем, что российский бизнес дает более правильную и объективную оценку: качество предпринимательского климата недостаточно сильно, но все же улучшилось. Поэтому и рост экономики в ближайшем будущем будет продолжен.
Справка "РБГ"
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) сегодня - это более 100 отраслевых и региональных объединений, представляющих ключевые сектора экономики: ТЭК, машиностроение, инвестиционно-банковскую сферу, а также оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическое производство, легкую и пищевую промышленность, сферу услуг. РСПП объединяет свыше 320 тысяч представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России. Предприятия, представленные в РСПП, производят в совокупности более 60% ВВП России. РСПП видит свое предназначение в консолидации усилий промышленников и предпринимателей России, направленных на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса в стране и в мире, поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса.