В 2012 году РФ грозит незаконный импорт ювелирных изделий

Ювелирная отрасль - индикатор состояния экономики: спрос на драгоценности растет лишь тогда, когда население страны чувствует уверенность в завтрашнем дне. Плохие ожидания не лучшим образом сказываются на ювелирном рынке. О том, как чувствует себя отечественная ювелирка сегодня, "РБГ" беседует с членом Гильдии ювелиров России, экспертом ювелирного дома "Эстет" Валерием Радашевичем.

РБГ: Смогла ли ювелирная отрасль восстановиться в полной мере после кризиса?

Радашевич: К сожалению, кризис 2008-2009 годов оказал очень сильное влияние на нашу отрасль. Если обратиться к цифрам, то картина следующая: накануне кризиса через Пробирную палату проходило до 48 миллионов штук ювелирных изделий из золота в год, в 2011 году - 34 миллиона штук. Ювелиры выходят из кризиса тяжело. Ситуацию усугубляют и разговоры о новом кризисе, и та финансовая неразбериха, которую мы сейчас наблюдаем в Европе, и политика США в финансовом вопросе. Особенно надо отметить, что кризис ударил в основном по мелкому и среднему бизнесу. Причем как по производителю, так и по потребителю. Потерялся тот самый средний класс, который до кризиса едва народился. Как следствие - изменение в ассортименте продукции: он резко разделился на дешевые массовые изделия и дорогие украшения премиум-класса. Здесь, как и в социальной сфере, пострадала "середина", она оказалась самой уязвимой. Во время кризиса многие предприятия выжили за счет увеличения производства изделий из серебра, которые охотнее покупали, но это вызвало обратную реакцию рынка. Значительное предложение серебра на рынке привело сегодня к спаду спроса на него. В последние два года объемы производства изделий из серебра значительно сокращаются. Произошло перенасыщение, и ситуация стала саморегулироваться.

РБГ: Какие последствия могут ждать наш ювелирный рынок в связи со вступлением страны в ВТО? Что нам грозит?

Радашевич: Пока сохранились ввозные пошлины в размере 20%. И в 2012 году нам будет грозить только то, что незаконному импорту будет вольготнее попадать к нам. А в дальнейшем, когда начнут ежегодно снижаться ввозные пошлины, встанет с новой силой вопрос госрегулирования. В свое время отцы наших реформ говорили, что государство должно заниматься только макроэкономикой, а отраслями должен заниматься сам рынок. В таком случае нужно вообще ликвидировать все государственные рычаги управления и подождать лет 100, пока из хаоса выкристаллизуются нормальные правила отрасли.

Правила игры на рынке сегодня должно формировать государство. Нужен госорган со своим, пусть небольшим аппаратом, для того, чтобы инициировать законодательные акты в ювелирной сфере, для решения актуальных вопросов на государственном уровне, который бы располагал официальными полномочиями. Частный пример. Прежде чем снижать ввозные пошлины, давайте снизим пошлины на драгоценные камни, на оборудование, то есть на комплектацию. А для этого минэкономразвития должно было бы подготовить план развития отрасли, потому что это не задача минфина. В СССР было Управление по драгметаллам и минфин как контролирующий орган. Теперь остался только минфин. Но он не может контролировать сам себя.

Еще момент, на который хотелось бы обратить внимание: весь прошлый год намечалось резкое увеличение импорта ювелирных изделий из-за рубежа. Раз рынок медленно, но начал восстанавливаться, то импорт тоже оживился. Импортеры, которые постоянно работают на нашем рынке, за конъюнктурой следят. Произошло несколько событий, которые стимулируют активность импортеров на нашем рынке. Из Уголовного кодекса ушла статья "Контрабанда". Второе - Россия вступает в ВТО, и понятно, что это даст "зеленый свет" импорту. Третий момент - Евросоюз принял постановление, запрещающее использование вредных примесей в сплавах драгоценных металлов для производства ювелирных изделий и бижутерии. После этого ряд стран - Германия, Англия, Франция, недавно Греция - ужесточили контроль за импортом ювелирных изделий в части использования вредных примесей, особенно кадмия. А вот Россия в этом отношении оказалась беззащитной. Российское законодательство требует наличия пробирного клейма на импортном ювелирном изделии и соответствия заявленной пробе, и все. У нас нет нормативных документов, которые требовали бы, чтобы импортер предоставлял сертификат или данные какого-либо лабораторного анализа, говорящего о том, что сплав этого изделия не содержит вредных примесей. Зная любовь китайских, в частности, производителей к использованию всяких вредных веществ в изделиях, следует ожидать, что все они в конце концов окажутся на нашем рынке.

РБГ: Какой орган мог бы стать регулятором рынка?

Радашевич: Ювелирное сообщество заволновалось, когда минфин вышел с предложением создать Федеральную службу по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней. Сегодня ювелирная промышленность на 99 процентов (потому что есть, однако, и государственные предприятия - Московский завод спецсплавов и Красноярский завод цветных металлов) состоит из частных предприятий, адаптированных полностью к рыночной экономике. Что контролировать сегодня в ювелирной промышленности? Мое твердое убеждение, основанное на 28-летнем опыте работы в этой отрасли: контролировать надо только законность приобретения (происхождения) драгоценных металлов и драгоценных камней. Все остальное курируют соответствующие ведомства: налоги - Налоговая инспекция, криминал - правоохранительные органы. Поэтому создание специальной службы по ювелирной отрасли, которая будет заниматься только контролем, избыточно. Нам нужен госрегулятор.

Я, например, себе плохо представляю ситуацию, когда лежат в магазине десять ювелирных изделий, изготовленных десятью разными производителями, и, соответственно, у каждого будет сплав по своему стандарту, но при этом будет стоять одна и та же проба. Соответственно, в каждом изделии будут стоять и вроде бы одинаковые драгоценные камни, но соответствующие абсолютно разным стандартам.

Когда мы критически отреагировали на инициативу минфина по созданию Управления по контролю за оборотом драгметаллов и драгкамней, мы указывали на существенный момент: чтобы что-то контролировать, нужно сначала создать свод правил, которым этот контроль должен соответствовать. А пока такого свода нет.

РБГ: Как на наш рынок влияет членство России в Таможенном союзе?

Радашевич: Границы открылись - с одной стороны, это хорошо. Теперь я задаю простой вопрос: изделия, ввезенные из Казахстана, пересекшие границу и идущие в наши магазины, реализуются по каким правилам? У нас действует пробирная инспекция, у нас действуют советские постановления, в которых написано, что изделия, находящиеся в магазинах, должны быть заклеймены клеймом Пробирной палаты. И эти документы пока никак не учитывают членство нашей страны в Таможенном союзе. По логике вещей правительство должно выпустить документ, на который можно было бы официально ссылаться, постановление: "В связи с правилами Таможенного союза..." и так далее. Ничего подобного нет.

К сожалению, все это ударит прежде всего по добросовестным производителям, которые в силу неведения не смогут сориентироваться в этой ситуации. Уже два года не может родиться на свет постановление о контроле за драгметаллами и драгкамнями внутри Таможенного союза.

РБГ: Чем закончилась дискуссия ювелиров на тему пробирования и актуален ли еще этот вопрос?

Радашевич: Дискуссия актуальна, потому что существующий срок, отведенный на клеймение ювелирного изделия в территориальной пробирной инспекции - 10 дней, - это очень много. Каким образом всего дважды в месяц ювелир может получить изделия из пробирной инспекции и затем работать с торговлей? Должно быть, как и раньше - 3 дня на клеймение. Получается не два раза в течение месяца, а семь. Сейчас планируется совещание в "Деловой России" на эту тему с участием минфина, Пробирной палаты, Гильдии ювелиров России.

РБГ: Каковы ближайшие перспективы рынка?

Радашевич: В целом тенденции хорошие. За 20 лет отечественная ювелирка сильно выросла. Активно работает группа в "Деловой России". Функционирует Гильдия ювелиров России. Ювелиры понимают, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", и надо активно взять все в свои руки. Мы указываем на существующие "дыры" в законодательстве, которые стоит залатать, чтобы обеспечить цивилизованный внутренний рынок, противостоять незаконному обороту, защититься от некачественного импорта, реорганизовать нормативно-законодательную базу таким образом, чтобы российский рынок был бы привлекателен для инвестора.