Единственное в мире предприятие по промышленной добыче янтаря - Калининградский янтарный комбинат (КЯК) - исключен из перечня стратегических предприятий. Соответствующий указ подписал президент Дмитрий Медведев. По словам калининградского губернатора Николая Цуканова, снятие с комбината статуса "стратегический" даст региону возможность вывести добычу и обработку солнечного камня на качественно новый уровень.
В Калининградской области сосредоточено, по разным оценкам, до 80 - 90% мировых запасов янтаря. Российский эксклав является крупнейшим поставщиком солнечного камня на мировые рынки. Однако продажа янтаря приносит региону не больше 20-25 млн долларов в год. Для сравнения, доходы янтарной индустрии Польши, построенной на обработке калининградского камня, оцениваются в 500 млн евро. Литва зарабатывает на янтаре около 250 млн евро.
Янтарная экономика Калининградской области завязана на экспорте сырья по бросовым ценам. В год из региона, по данным губернатора, вывозится до 500 тонн янтаря, причем около 30% экспорта приходится на контрабанду. Внутреннее же потребление солнечного камня в Калининградской области ограничивается несколькими десятками тонн сырья.
Прибалтийские соседи российского эксклава поставляют на мировые рынки изящные украшения с хорошей добавленной стоимостью, чем объясняются высокие дивиденды польских и литовских янтарщиков. С угасанием янтарной отрасли Калининградская область потеряла не только деньги (в советские годы солнечный камень приносил региону до 20% ВВП). В 90-е и нулевые годы Калининград фактически передал туристическое знамя янтарной столицы Европы польскому Гданьску и литовскому Вильнюсу. Эти города зарабатывают не только на продаже изделий из камня, но и на туристических маршрутах, связанных с историей добычи и обработки янтаря.
Как заявил на деловом завтраке в калининградской редакции "Российской газеты" Николай Цуканов, снизить объемы нелегальной добычи солнечного камня и улучшить положение отечественных переработчиков янтаря могла бы смена формы собственности КЯК. "Я вышел с инициативой к премьер-министру - приватизировать янтарный комбинат и продать, - отметил губернатор Калининградской области. - Не столь важно, кто его приобретет - сами янтарщики-переработчики объединятся или найдется один крупный инвестор, главное, чтобы был хозяин, который наведет порядок".
С предложением сменить форму собственности янтародобывающего комплекса к Владимиру Путину обращалась и гендиректор калининградского агентства по привлечению инвестиций Мария Лагутинская. Правда, речь шла не о приватизации комбината, а о передаче его из федерального ведения в региональное. "Можно подумать и предложить такие формы, когда руководство региона будет принимать участие в управлении (предприятием)", - согласился премьер. Однако подчеркнул, что сначала региональным властям следует навести на янтарном комбинате порядок.
Можно ли расценивать указ президента об исключении КЯК из перечня стратегических предприятий как согласие руководства страны с необходимостью передачи уникального комплекса в частные руки или в региональную собственность, неизвестно. Как заявил на днях калининградский министр промышленности Дмитрий Чемакин, за выводом янтарного комбината из числа стратегических ГУПов совсем не обязательно последует его приватизация. По мнению министра, обсуждаемый указ лишь один из шагов к приведению янтарной отрасли в ее нормальное состояние. Следующим шагом должно стать создание заинтересованного в прибыли акционерного общества, контрольный пакет акций которого будет сохранен за государством.
Так или иначе, приватизация янтарного комбината далеко не единственная мера, которая может поспособствовать реанимации отрасли. Калининградские власти не раз выходили на федеральный уровень с предложением ввести заградительные пошлины на вывоз янтаря-сырца и освободить калининградских переработчиков от части налогового бремени. В частности, из-за особого географического положения региона калининградские изделия из янтаря, которые доставляют самолетом на продажу в другие субъекты РФ, приравниваются к импортным товарам и требуют растаможки. Еще одна мера - ужесточение санкций за нелегальную добычу янтаря, которая раньше каралась только небольшим административным штрафом без конфискации техники.
Сейчас "черных копателей" могут наказать по новой норме Земельного кодекса, вступившей в силу в прошлом году. Она предусматривает стопроцентное возмещение вреда почвам, причиненного в результате совершения земельных правонарушений. К примеру, калининградских янтарных нелегалов, которые с помощью экскаваторов вырыли на землях сельхозназначения карьер площадью около 2 гектаров, обязали выплатить в федеральный бюджет 9,5 миллиона рублей. Однако, как убеждены эксперты янтарной отрасли, наилучший эффект будет достигнут, если ответственность за незаконную добычу янтаря переведут из административной сферы в уголовную.