Пока так и не начала работать в полную силу программа повышения эффективности бюджетных расходов. Тогда как, по нашим оценкам, она могла бы сэкономить до 30 процентов государственных ресурсов, направляемых на реализацию целого ряда уже принятых бюджетных программ.
Однако подготовка ведомственных планов неоправданно затянулась. Программа, напомню, была разработана правительством при участии Счетной палаты. Но ведомства, похоже, не в полной мере заинтересованы в модернизации бюджетной сферы.
Тем временем обеспечение законного, эффективного и честного управления государственными ресурсами - проблема настолько острая, что к ее решению подключаются не только верховная власть, но и политическая оппозиция, эксперты и рядовые граждане. С одной стороны, оппозиция призывает к борьбе с жуликами и ворами, с другой - власть приняла объемный комплекс мер по борьбе с коррупцией. И дело тут не только в предвыборной конъюнктуре. Расходные обязательства государства в последние годы стремительно растут. Рассчитывать на беспрецедентный рост доходов за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на рынках углеводородов страна больше не может. Наиболее очевидная мера - повышать эффективность расходов. С этой целью и была разработана соответствующая программа. И она должна заработать.
Последние годы Счетная палата ощущает гораздо более высокую, чем прежде, заинтересованность в ее работе как руководства страны, так и госорганов. Стремление усилить контроль во многом объясняется масштабами возросших государственных расходов, направляемых на реализацию крупных проектов. Это нацпроекты в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства и жилищного строительства. Это мегастройки в Сочи, Владивостоке и Казани. Это средства, направляемые на модернизацию Вооруженных сил, на развитие Северного Кавказа, на противодействие терроризму. И, конечно же, социальные обязательства государства, исполнение которых является условием политической стабильности.
Власть, как никто другой, заинтересована в прозрачности каждой бюджетной трансакции. Не случайно многие обратили внимание на то, что в прошлом году "цифровая" результативность контрольной деятельности Счетной палаты существенно возросла. Отсюда и "рекордная", по словам комментаторов, сумма выявленных нарушений - 718,5 миллиарда рублей. Кстати, весьма удобная иллюстрация для полемистов, доказывающих несостоятельность отечественной бюрократии. Тем более в предвыборный период. Важно отметить, что в отличие от ряда профессиональных "борцов с коррупцией", спекулирующих на остроте этой проблемы и зачастую вбрасывающих в информационное пространство придуманные цифры и непроверенные факты, мы за достоверность своих данных отвечаем по закону. Однако с точки зрения методологии, это как раз тот случай, когда, по словам Глеба Жеглова, правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать. Во многом "рекордная" цифра демонстрирует не столько рост нарушений в сфере государственных финансов, сколько то, что гораздо больше, чем прежде, стала открытость бюджета и прозрачность процедур контроля. Характерно, что в прошлом году в рейтинге коррумпированности государств мира Россия поднялась со 154-го места на 143. Это далеко не пьедестал почета, но тенденция положительная.
Не исключено, что "рекорд" выявленных нарушений в будущем может быть побит. Дело в том, что наша бюджетная система станет еще более прозрачной и подконтрольной гражданскому обществу. В декабре Генассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую государства - члены ООН укреплять деятельность высших ревизионных органов (в нашем случае - Счетной палаты) и повышать эффективность, подотчетность и прозрачность госуправления. Уверен, это повлечет за собой изменения в нашем законодательстве, которые позволят не только создать новые условия для эффективного контроля, но и сформировать более жесткие требования к тем, кто его осуществляет. Что очень важно. России как стране с переходным типом экономики необходимо продолжать кропотливую системную работу по выстраиванию современного конкурентоспособного госменеджмента как в сфере управления, так государственного аудита и контроля.
Бурная реакция общественности на отчет Счетной палаты о проверке исполнения бюджета 2011 года не прошла мимо нашего внимания. Это свидетельствует о востребованности нашей работы. А заинтересованная, активная позиция общества - необходимое условие для эффективного контроля. Кстати, мы не только активно взаимодействуем с "общественниками", но даже кое-что позаимствовали из методологии работы борцов с "распилом" госсредств. Свидетельством тому - рекордное число обращений граждан в Счетную палату с указанием конкретных фактов нарушения бюджетной дисциплины.