08.02.2012 23:08
    Поделиться

    Ольга Свиблова: Я против скандала как художественной стратегии

    Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) - один из немногих (если не единственный) музеев, созданных в конце 1990-х.

    Надо было обладать недюжинной долей здорового авантюризма, чтобы в годы, когда все прогрессивное человечество качало нефть и создавало банки, заняться созданием музея. И вдохновляться примером Европейского дома фотографии и Фонда Картье. 15-летие своего создания Московский дом фотографии не отмечал. Некогда. Музей, как и его директор, всегда в движении. Каковы ориентиры развития музея сегодня, рассказывает директор МАММ Ольга Свиблова.

    Московский дом фотографии создавался во многом по образу и подобию Европейского дома фотографии в Париже. Как случилось, что МДФ превратился в Московский Мультимедиа Арт музей (МАММ)? Или это просто ребрендинг?

     
    Видео: Константин Завражин

    Ольга Свиблова: Нет, дело не в этом. Знаете, не случайно год назад мы открылись после реконструкции выставкой движения "Флюксус". "Флюксус" - международное художественное движение в середине ХХ века, которое заново ставило вопрос: а что же такое современное искусство? Эти художники хотели искусство вывести за пределы стен музея. Как сказал Бен, один из основателей этого течения, который приезжал к нам, "мы проиграли, мы оказались в музее". Иначе говоря, направление, в котором движется современная культура, - это движение от музея в старом понимании слова, как места, где тебе выдают страшные тапочки и где встречают злобные смотрительницы, к живой жизни.

    Но МДФ, к счастью, никогда не был пыльным местом, забытым Богом.

    Свиблова: Я надеюсь. К слову сказать, когда мы создавали музей в 1996, для меня очень важно было слово Дом в названии. Мы, конечно, ориентировались на Европейский дом фотографии. Но хотелось еще, чтобы МДФ был местом открытым, дружелюбным, современным...

    Вы хотите сказать, что задачи изменились?

    Свиблова: Разумеется, нет. Но уже в 1996 я понимала, что мы не сможем не прийти к современному искусству. Фотография практически смыкается с современным искусством. Неудивительно, что мы в конце концов начали поддерживать проекты, связанные с видео и с новыми технологиями. На первом биеннале современного искусства в Москве в 2005 мы показывали проект, за который я как куратор, получила премию "Инновация". Мы показывали Микаэл Ровнер, чей новый проект сейчас готовим. Была замечательная инсталляция Александра Пономарева. Плюс были дивные работы Ольги Чернышевой, Сергея Браткова.

    А в 2007 году, когда я была куратором русского павильона на Венецианской биеннале, мы первыми показали там интернет-арт. Я имею в виду проект Юлии Миллер "Сlick - I Нope". Петер Вайбель, с которым мы тогда подружились, сказал: "Какие вы молодцы! Вы опередили нас на целую генерацию!" Они работали с web.1, а мы уже - с web.2. Так или иначе, движение в сторону мультимедиа технологий неизбежно.

    Расширение идет не только в сферу современного искусства. В прошлом году вы показывали "Портрет молодого человека" Джованни Беллини, например. Это движение в сторону музея без границ?

    Свиблова: Совершенно нормально, мне кажется, что в музее появляется возможность путешествовать по истории искусства. Шедевр Беллини был показан одновременно с работой группа "АES+F" "Allegoria Sacra", которая отсылала как раз к одноименному произведению Беллини. Большинство исследователей склоняются к тому, что в нем Беллини дал образ чистилища, где встречаются люди разных верований, культур, национальностей. Современную версию аллегории, действие которой разворачивается в международном аэропорту, дают "AES+F" в заключительной части своего триптиха. Как мы можем обойтись здесь без Беллини? Мы собираемся выставлять любое медиа. И живопись, и скульптуру, и фотографию, и интерактивные инсталляции... Важно, чтобы в работах был месседж, созвучный нашему времени.

    Если в Венском музее истории искусств в залах античности выставляются работы Бориса Орлова, контраст воспринимается как знаковый. Если в Музее современного искусства показывают Беллини, то эффект определяется неожиданным нарушением принципа отбора работ. Но если мы убираем принцип ограничения и говорим, что  показываем любое медиа, любую эпоху и страну, то получаем уже не музей, а культурный центр.

    Свиблова: Что меня всегда восхищало, так это работа Фонда Картье. Этим институтом уже много-много лет руководит бессменный Эрве Шанде. Во-первых, Фонд Картье один из самых активных и самых интересных художественных институтов Франции. У них, кстати, потрясающая коллекция искусства, связанная с разными медиа. Например, на выставке "Как птицы" они показали мумии птиц, которым  несколько тысяч лет, рядом с ранними работами скульптора ХХ века Александра Кальдера. Я считаю, что это правильный путь.

    Иначе говоря, теперь базовая модель - Фонд Картье?

    Свиблова: Неожиданное столкновение произведений разных культур, эпох, медиа способствует их диалогу. В последнюю четверть века эта стратегия очень распространена. Один из знаменитых примеров - проект "Маги земли" Жана-Юбера Мартена, сделанный в 1980-е. Думаю, этот подход дает возможность увидеть произведения искусства в разных контекстах. Разный контекст порождает разные смыслы.  Понятно, что "Портрет молодого человека" Беллини внутри фотографической экспозиции воспринимается совершенно по-другому, чем в музее Капитолини.

    Конечно, специфику музея определяет его коллекция. В нашем собрании больше 80 тысяч единиц хранения. В нем - вся история русской фотографии от дагеротипов до сегодняшних дней. Другая его часть посвящена новым медиа. Тут и коллекция видео, и интерактивные инсталляции, например, работы группы "Электробутик" или Марины Алексеевой... Мы выбрали название - Мультимедиа Арт Музей в качестве нового бренда, но по-прежнему можем использовать название МДФ.

    Музей может похвастаться прекрасными выставками, достаточно вспомнить Arte Povera. Но если вспомнить начало, то речь шла еще и об архивации современной истории России.

    Свиблова: Для нас по-прежнему это чрезвычайно важный проект, начатый в 1997 году. Он связан с четырехтомным изданием истории России "ХХ век. Фотография". Эти книги мы издаем большим тиражом, чтобы они могли дойти до региональных библиотек.

    Кроме того, сейчас мы запускаем сайт Russian photo. Он объединит фотографии из собраний разных музеев, государственных архивов, частных коллекций.

    Наконец, нас интересует не только история, которая отделена от нас на 100 лет или на 50 лет, но и современность. То, что в каждый мобильный телефон встроена камера, не означает, что мы историю сохраняем. Как эти фото появляются, так они и исчезают. Это иллюзия, что завтра все можно будет отобрать и сохранить. Поэтому мы заказываем фотографам съемку в регионах.

    Эта съемка продолжается?

    Свиблова: Да. Первым был Краснодарский край, потом был Волжский регион. Съемки в  Магнитогорске, Тольятти закончились прошлым летом. Фотография - еще один способ напомнить, что за нас никто не сделает (и не напишет) нашу историю. Интернет позволяет привлечь новых участников в проект. Мы планируем на сайте огромное количество конкурсов. Надеюсь, коллективным усилием мы сможем создавать и сохранять  фотолетопись современности.

    Только что вручены призы победителям конкурса "Серебряная камера" на лучший фоторепортаж о Москве. Мы его проводим одиннадцать лет подряд. В этом году в нем участвовало 5000 работ, 1000 из которых была показана в "Манеже". Зрители, кстати, участвовали в голосовании за понравившуюся серию - причем работы выставлялись без имени автора. Помимо призов жюри есть приз зрительских симпатий. Победителями этого года стали Георгий Первов, Иван Михайлов, Сергей Румянцев (в номинации "Архитектура"), Анатолий Белясов, Илья Батраков, Дмитрий Зверев ("События и повседневная жизнь"), Владимир Вяткин, Ольга Матвеева, Владимир Мишуков, Софья Гаврилова, Анастасия Калеткина ("Лица). И для нас, конечно, особенно важна возможность поддержать молодых - поэтому есть приз фотографу до 30 лет, поездка на Paris Photo.

    Сейчас много новых институций, работающих с современным искусством. К примеру, "Гараж". Вы воспринимаете их как конкурентов?

    Свиблова: Культурных институтов должно быть много. И они должны быть разные - локальные, грандиозные и глобальные. Культура дает человеку то, что нельзя купить: смысл жизни. Это когда понимаешь, что ты делаешь и какая у тебя система ценностей... Система ценностей создается через культуру.

    Сегодня система ценностей претерпевает сдвиг: идет движение от светской культуры в сторону религиозного образования.

    Cвиблова: Базисные вопросы, которые ставит перед человеком религиозная культура и художественная культура, одни и те же. Поэтому мне кажется, можно мирно жить. Если нет экстрима ни с одной, ни с другой стороны.

    Я против скандала как художественной стратегии. Не потому что это кто-то не разрешает или запрещает. Просто мне это не близко. Если тебе есть что сказать, ты найдешь слова, чтобы быть услышанным. Единственное, что я не приемлю вообще, - это стратегию создания образа врага. Мир сегодня, не только глобальный мир, поливалентен. В нем много ценностей, эти ценности должны искать способ сосуществования, а не конфронтации.

    Даты
    • 1996 - создание музея "Московский Дом Фотографии"
    • 1998 - решение о реконструкции здания МДФ на Остоженке, 16
    • 2001 - новое название "Мультимедийный комплекс актуальных искусств"
    • 2005 - начинается реконструкция здания музея на Остоженке, 16
    • 2005 - открыта Школа фотографии и мультимедиа им. А.М.Родченко
    • 2010 - открытие после реставрации здания музея, который теперь называется Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ)
    Поделиться