Разработать механизм, ограничивающий рост оптовых цен на моторное топливо, в том числе и бензин, поручил минэнерго, ФАС и минэкономразвития вице-премьер Игорь Сечин, сообщили вчера СМИ. Предполагается, что он появится уже до конца февраля.
В минэкономразвития "РГ" сообщили, что сейчас тремя ведомствами прорабатывается в том числе и этот вопрос. И подчеркнули, что правительством "реализуется комплекс мер по развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов (в том числе через реализацию мер антимонопольного регулирования). Что привело к значительному замедлению роста цен на моторное топливо". Кстати, в январе бензин подешевел в среднем по стране на 0,5 процента, говорится в мониторинге цен на потребительских рынках России, который ведет минэкономразвития.
Цены можно снизить еще примерно на 15 процентов, уверяет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. "И заправляться не по 30 рублей за литр бензина, а где-то по 25,5 рубля", - подсчитал он. Правда, говорит эксперт, если это и произойдет, то не скоро.
В минэкономразвития "РГ" напомнили, что уже проведена реформа системы налогообложения нефтяной отрасли. В среднесрочной перспективе выравнивание экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты станет значительным стимулом для компаний проводить модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей и увеличивать производство светлых нефтепродуктов, что стабилизирует ситуацию на российском рынке.
Что касается новых механизмов сдерживания оптовых цен, то здесь, по словам Танкаева, главное, выбрать правильный вариант. Одним из них, например, может стать введение предельного уровня надбавки к оптовой стоимости топлива, которая будет включена в договоры поставок нефтепродуктов между холдингами и независимыми операторами. Эксперт "РГ" оценил такой вариант довольно осторожно. "Административное регулирование рынка всегда так или иначе приводит к дефициту", - пояснил Танкаев. По его мнению, введение предельного уровня надбавки может закончиться утечкой инвестиций из нефтепеработки в нефтедобычу.
При этом эксперт отмечает рост производства бензина в России в январе нынешнего года. "По сравнению с первым месяцем 2011 года объемы производства повысились на 12,8 процента", - говорит Танкаев. Но, чтобы эти показатели не поползли вниз, необходимо наращивать темпы реконструкции нефтеперерабатывающих заводов. Излишнее административное регулирование рынка, считает он, может только навредить. "Из-за него могут быть свернуты программы реконструкции. А это только усугубит дефицит, и цены пойдут вверх", - уверен Танкаев. Наилучшим механизмом эксперт называет рыночную регулировку. Главная же проблема нашей нефтянки, по его словам, зависимость цен на топливо от колебаний на внешнем рынке. И предлагает всю нагрузку на изъятие сверхдоходов перенести с налога на добычу полезных ископаемых на таможенную пошлину. Понятно, цены сразу не упадут. "Но, в конечном счете, когда предложение превысит спрос, перекладывание изъятия сверхдоходов на таможенную пошлину могло бы сбить цену на внутреннем рынке", - считает эксперт. Как раз на те самые 15 процентов.