На МАЗе разрабатывают магистральный автопоезд для трансконтинентальных перевозок

У главной проходной гостей и работников Минского автозавода встречает установленный на постамент уникальный модульный автопоезд.

Это близнец знаменитой "Перестройки", двадцать с лишним лет назад удостоенной Гран-при международного автосалона в Париже. Так Александр Боровский, нынешний генеральный директор МАЗа, воздал должное команде заводских конструкторов, сумевших на десятилетия опередить мировые тенденции грузового автомобилестроения. И в первую очередь, конечно, это прижизненный памятник Михаилу Высоцкому, возглавлявшему в те годы управление главного конструктора МАЗа, хорошо известному также тем, что он первый в СССР спроектировал грузовик с кабиной, расположенной над двигателем, магистральный автопоезд и внедрил в производство многие другие инновации.

И сегодня Герой Беларуси, генеральный конструктор по автомобильной технике Республики Беларусь академик Михаил Степанович Высоцкий даст фору многим молодым инженерам. Его личный творческий счет, насчитывающий более 450 научных трудов, 145 изобретений, 20 монографий, постоянно пополняется. В том числе на принципиально новом научно-техническом уровне прошла реинкарнация идеи многозвенного магистрального автопоезда для трансконтинентальных перевозок. Первый его макетный образец был изготовлен на Минском автозаводе еще пару лет назад и прошел солидный блок испытаний. Сейчас в содружестве с МАЗом завершается доводка еще более продвинутого экземпляра. О технических особенностях и возможностях этого состава, по объему и массе перевозимого груза заменяющего три привычные фуры, расскажем несколько позже. Пока же отметим, что в нем воплощены новейшие тенденции мирового автомобилестроения. Чтобы не бить по хвостам, не повторять конкурентов, работает солидный научно-производственный дуумвират. С одной стороны - Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси во главе с Михаилом Высоцким, с другой - управление главного конструктора МАЗа, где у руля стоят ученики и ученики учеников знаменитого конструктора и ученого.

В этом заключается основополагающая роль главного конструктора, которой в Беларуси придается все большее значение. И сегодня в Беларуси "под имя" конкретного человека государство наделяет определенную организацию или предприятие соответствующими полномочиями, материальной поддержкой, но и ставит серьезные задачи. Перед Объединенным институтом машиностроения это - развитие на мировом уровне, в соответствии с государственной программой "Машиностроение", автотракторной отрасли. А она охватывает в стране десятки предприятий. От таких всемирно известных, как МАЗ, БелАЗ, МТЗ, лидирующих в списке самых доходных бизнесов Беларуси, до неброских, но тоже очень важных агрегатных производств. Итого в сумме - сотни тысяч инженеров, рабочих, управленцев.

Вот лишь несколько примеров из того, что сделано производственниками в тесном контакте с учеными.

- Разработаны и поставлены на МАЗе на производство седельные автопоезда среднетоннажного класса грузоподъемностью до 12,5 тонны для пригородных, региональных и междугородних перевозок, - перечисляет Михаил Высоцкий. - Появились супернизкопольные городские автобусы второго поколения, в том числе сочлененные. Все они соответствуют международным экологическим нормам Евро-5. На Минском тракторном заводе создана широкая гамма тракторов "Беларус" мощностью от 30 до 300 лошадиных сил, а также комплекс принципиально новых лесозаготовительных и коммунальных машин. На БелАЗе разработан и изготовлен первый карьерный самосвал грузоподъемностью 360 тонн. Примером эффективного импортозамещения служит хотя бы такой. В ОАО "Экран" в городе Борисове выпускают систему управления торможением транспортных средств, созданную с нашим участием. Она стоит 600 долларов, а импортная - 1200 евро. Факт типичный. Реализация этой продукции, в том числе на экспорт, многократно окупила затраты на научно-техническую проработку инноваций. В ближайшие пять лет намечаем реализовать еще около 50 проектов не менее высокого уровня.

На личном счету Михаила Высоцкого более 450 научных трудов, 145 изобретений, 20 монографий

Конечно, тут не обойтись без науки в самом высоком понимании слова. Без разработки таких, например, основ, как проектирование гибридных силовых установок и их компонентов. Это - будущее автотракторной и карьерной техники, выпускаемой в Беларуси. И дело уже не ограничивается виртуальным моделированием в институтском суперкомпьютерном центре, который достоин отдельного рассказа. На очереди - практическая часть работы. Совместно с МАЗом Институт машиностроения НАНБ уже создает городской автобус с гибридным двигателем, грузовую технику с электрическим приводом, гибридными силовыми установками. Параллельно идут фундаментальные исследования принципов модульного проектирования автопоездов. Математические и компьютерные модели позволяют не только разрабатывать, к примеру, многозвенный грузовик, но и прогнозировать его эксплуатационные свойства, проводить виртуальные испытания.

Сегодня на Минском заводе идет отладка многозвенного автопоезда. В отличие от действующего макета, о котором "СОЮЗ" рассказывал ранее, в нем уже есть электромеханическая трансмиссия и управляемые колеса грузовых звеньев. Каждый тяговый модуль, а проще говоря, многометровый грузовой прицеп, оснащен автономным дизель-генератором ведущего моста с мотор-колесами. Как, к примеру, это сделано на карьерном самосвале "БелАЗ". На трассе такой вагон-модуль действует в составе автопоезда и управляется из кабины одновременно с остальными наподобие обычного грузовика. А при разгрузке его можно отцепить и подогнать самостоятельно к воротам склада или магазина. Автопоезд в это время, прицепив новую секцию, уже будет мчать дальше.

Такой транспорт нужен не только Беларуси, но и России с ее необъятными просторами, огромным транзитным потенциалом. Соответственно, создание этой уникальной техники и производство должны идти сообща.

авторитетно

Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси:

- В Едином экономическом пространстве Беларуси, России и Казахстана должна быть общая промышленная политика. Такую задачу мы будем ставить перед вновь созданной Евразийской экономической комиссией. Надо сформировать смелые инновационные проекты и соответствующие программы, в которых заинтересованы Беларусь и другие союзные страны.