При реконструкции тротуаров и переходов администрация краевого центра забыла о слабовидящих.
Ремонт пешеходных переходов в центральной части города идет во Владивостоке в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012. И вряд ли городские власти в ближайшие пять-шесть лет будут что-либо переделывать - затрачены огромные средства. Но переходы по-прежнему лишь частично соответствуют требованиям программы "Доступная среда", хотя мэр неоднократно заявлял, что в городе будут созданы комфортные условия для людей с ограниченными возможностями. В причинах разбирался корреспондент "РГ".
"Девять подземных пешеходных переходов будут реконструированы в краевом центре. Работы запланированы в рамках проекта "Морской фасад Владивостока", который реализуется под контролем главы городской администрации Игоря Пушкарева. Проекты обновления разработаны владивостокскими архитекторами: в облицовке стен, ступеней и пола будут применены долговечный и нарядный гранит различных цветов, другие прочные современные материалы. Обновят электрику, светильники, дизайн во всех переходах будет разный", - радостно сообщила пресс-служба мэрии.
И действительно, впечатление от нового облика переходов около центральной площади у большинства горожан наверняка осталось хорошее. Но инвалиды (а их, по данным председателя Приморской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Ольги Деревцовой, во Владивостоке живет порядка 18-20 тысяч человек) отреагировали иначе. Как были для них переходы непреодолимым препятствием, так и остались.
Между тем наша страна на 2011-2015 годы приняла госпрограмму "Доступная среда" и готовится присоединиться к конвенции ООН о защите прав инвалидов. Во Владивостоке же еще в 2009 году инвалиды-колясочники, члены городской общественной организации "Ковчег", проводили акцию, чтобы обратить внимание мэрии на сложности передвижения по городу людей с ограниченными физическими возможностями и на отсутствие пандусов в переходах.
- Возле переходов как не было, так и нет сейчас специальной тактильной плитки, а ведь с ее помощью слабовидящие могут сами, без посторонней помощи, передвигаться по городу, переходить улицу, в том числе по подземным переходам. Яркий цвет и специальный рифленый узор на поверхности такой плитки дают информацию - впереди проезжая часть, переход или перекресток. Мы считаем, эта плитка должна быть уложена и около больниц и отделов соцзащиты, железнодорожных вокзалов и аэропортов. В противном случае это противоречит постановлению правительства от 17 марта 2011 года "О внедрении программы "Доступная среда", - заявили корреспонденту "РГ" в Приморском отделении Всероссийского общества слепых (ВОС).
"РГ" обратилась за разъяснениями в администрацию города.
- Ремонт переходов продолжается, и устройство пандусов для людей с ограниченными физическими возможностями в переходах обязательно предусмотрено, но будет сделано чуть позже. В ряде переходов также будут оформлены навесы над входом, - сообщила представитель пресс-службы мэрии Владивостока Марина Ивлева.
Выходит, пандусы будут, а про инвалидов по зрению опять забыли.
Как показывает мировой опыт, среда, приспособленная для граждан с ограниченными возможностями, благоприятна для всех членов общества. Нельзя сказать, что Владивосток - самый неудобный город для проживания инвалидов. Он и для здоровых людей пока не самый удобный.
Некоторые примеры создания удобств для людей с ограниченными физическими возможностями в городе уже наблюдаются. Появились новые автобусы, в которые можно заехать на инвалидной коляске, социальное такси - специально оборудованные для перевозки колясочников машины, снижены высокие бордюры у некоторых пешеходных переходов. И все же, думается, часть из отпущенных городу на "косметику" миллиардов рублей могла бы пойти и то, чтобы дать возможность инвалидам свободно передвигаться по городу.
Хорошо, что в строящемся кампусе ДВФУ, где осенью побывали на экскурсии 30 инвалидов, в том числе и колясочники, удобства для людей с ограниченными возможностями предусмотрены. Есть пандусы и расширенные дверные проемы. Даже предусмотрены несколько комнат в общежитиях для проживания маломобильных граждан.
Весной здесь хотят побывать и инвалиды по зрению. Чтобы убедиться, что и про них не забыли.
Возможно, какие-то задачи решит недавно принятая четырехлетняя региональная целевая программа, направленная на создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, повышение качества их жизни. "На ее реализацию в бюджете заложено около миллиарда рублей. В Приморье проживают около 132 тысяч людей с ограниченными возможностями. Кроме денежных выплат и компенсаций она нацелена на создание комфортных условий в медицинских и социальных учреждениях, доступность информационных ресурсов, мест отдыха, объектов социальной и транспортной инфраструктуры", - говорится в сообщении пресс-службы губернатора.
В программе предусмотрены средства для оборудования подъездов и подходов к краевой библиотеке для слепых, оснащения пандусами и другими приспособлениями зон оказания услуг в учреждениях социального обслуживания, территориальных отделах соцзащиты населения и госпитале для ветеранов. Заложено финансирование на покупку специализированной компьютерной техники для слабовидящих и людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Есть средства и на участие инвалидов во всевозможных краевых, общероссийских и международных мероприятиях.
Пока же в краевом центре все-таки мало таких мест, где люди с ограниченными возможностями могут свободно передвигаться. Любой выход из дома, особенно когда нужно спуститься на коляске по лестнице в подъезде, зайти в магазин или аптеку, сходить в кино, театры и музеи - подвиг. Как для самого инвалида, так и для его родственников.
Пока инвалидам приходится постоянно напоминать о себе и отстаивать свои права. Так, по закону возле учреждения и торговых центров должны быть и места для парковки транспорта граждан с ограниченными физическими возможностями. 17 июня 2011 года вступили в силу поправки в КоАП, предусматривающие увеличение административного штрафа для водителей, занявших парковку инвалидов. Должностные лица должны быть оштрафованы за это на сумму от трех до пяти тысяч рублей, юридические - от 30 до 50 тысяч рублей.
- Удобных парковок для инвалидов во Владивостоке нет, а немногие площадки, которые все-таки построили, занимают обычные "автохамы", - говорит глава городской общественной организации "Ковчег" Артем Моисеенко. - Главная проблема - в самих людях. Они паркуются на наших местах да еще оскорбляют тех, кто просить их переставить машину. За границей такое поведение - нонсенс.
Тем временем Приморская краевая организация ВОС, членами которой являются около трех тысяч человек, с ноября 2011 года запустила на своем предприятии производство дорожной тактильной плитки. Ею, как это можно увидеть во многих городах мира, мостят дорожки вдоль тротуаров, чтобы инвалиды по зрению могли, беспрепятственно передвигаясь, получить доступ к объектам социальной инфраструктуры. В руководстве общества надеются, что со временем такие дорожки появятся в каждом городе края.
- Спецплитка у нас двух видов - с продольными рифами для дорожек вдоль тротуаров, и с предупреждающими точками - такую необходимо ставить перед местами, где слабовидящий должен остановиться: на переходах, на краю тротуара, перед подземными переходами, - пояснили в Приморском отделении ВОС. - Сейчас на этом производстве трудится всего три человека, но когда количество заказов увеличится, будет увеличено и число работающих.
Первую партию такой плитки закупили железнодорожники для того, чтобы выложить ею дорожку на перроне аэроэкспресса в международном аэропорту Владивостока.
Дмитрий Поташев, председатель Приморского отделения Всероссийского общества слепых:
- Что касается новой краевой программы, хотелось бы пожелать нашей администрации, чтобы основные тезисы ее стали реальностью и облегчили жизнь людей. Как показывает опыт предыдущих лет, многие постулаты и положения программ, как правило, остаются на бумаге.
Во времена СССР общество слепых пользовалось в государстве определенной монополией на производство отдельных видов продукции - розеток, пробок, жестяных крышек. На полученную от их реализации прибыль мы строили дома, библиотеки и даже больничные комплексы, а сейчас эта система разрушена. Раньше на предприятиях общества в Приморье - во Владивостоке, Артеме и Уссурийске - трудились около тысячи человек. Сейчас наше производство осталось только в краевом центре, где работают 30 человек. Освоили мы выпуск хлопчатобумажных перчаток, подписали соглашение с краевой администрацией, висит он красиво на стенке - и все. Весь груз реализации лежит на нас.
Есть и еще одна проблема: где вы в городе найдете в учреждениях туалеты с кабинками для инвалидов? А в аэропортах? Ну, может быть, в Москве и Санкт-Петербурге. Но в целом в нашей стране уважать инвалидов еще не привыкли, таков менталитет нашего общества и властных структур. Я знаю, что в России есть порядка 4-6 пилотных проектов для незрячих, но не слышно пока про большие успехи. Мой коллега в Тверской области, а именно там реализуется один из таких проектов, рассказывал о том, что у них происходит. Не услышал я ничего такого, что бы свидетельствовало о тотальных преобразованиях. Может быть, со временем все и заработает.