В Приамурье первыми на Дальнем Востоке начали оказывать помощь неизлечимо больным людям в специальном стационаре.
Больничный коридор сверкает стерильной чистотой, помноженной на свежий, добротный ремонт. Двухместная палата. На одной из кроватей - маленькая, ссохшаяся женщина. Она глянула на меня огромными, полными ужаса и надежды глазами.
Затем взгляд потеплел, и женщина тихим голоском произнесла: "Ночь у меня сегодня была очень трудная, еле к утру кровотечение остановили. Но сейчас полегче уже и, главное, не болит".
- Ты у нас молодец, вон губы порозовели,- подбодрил ее врач-онколог Александр Кириллов.
Пациентка стала говорить о том, что здесь ей обязательно помогут, что в этом отделении есть все необходимые, а самое важное, новые лекарства.
- У женщины рак кишечника четвертой стадии, но здесь мы поможем в максимальной степени уменьшить уровень неизбежной на этом этапе боли,- сказал доктор, когда мы вышли из палаты.
Александр Кириллов медицине служит более тридцати лет. Несколько десятилетий отдал хирургии, уже несколько лет занимается проблемами онкологии. Свою сегодняшнюю работу он без патетики называет "призванием".
- Мы делаем три главных вещи для тяжелобольного человека: облегчаем страдания, продлеваем жизнь и даем надежду,- поясняет он.
Десять коек отделения паллиативной помощи Благовещенской городской больницы заняли в первый же день его открытия. Сюда привезли тех, кто уже прошел все стадии онкологического ада: хирургическое лечение, химиотерапию и радиологическую помощь. И к кому медицина, увы, опоздала. А чаще всего люди сами опоздали. Или поспешило коварство болезни. Если бы знать...
Отделение открыли в рамках федеральной программы "Онкология", оснастив его всем необходимым оборудованием и инвентарем для тяжелых больных. Есть удобные кровати с противопролежневыми матрасами, поручни, держась за которые, легче встать с постели, кнопки вызова медперсонала.
Здесь проводят не только необходимую всем пациентам противоболевую терапию, но и лечат десятки грозных осложнений - спутников последних стадий онкозаболеваний. Специалисты при надобности откачают жидкость из живота и плевральной полости, помогут снять отеки, хотя бы частично восстановить разбитый болезнью и химиотерапией иммунитет.
- Конечно, с такими больными работать очень тяжело. Даже инъекции делать трудно - вены исколоты, и психологически эти люди очень сложные. Стараемся доброе слово нести впереди лекарства,- говорит медсестра Татьяна Зеева.
Медперсонал в этом отделении подобрался опытный. Поразило то, что сестры и нянечки перешли сюда, не зная, какая у них будет заработная плата. Говорят, что даже не интересовались.
- Персоналу положена стопроцентная надбавка за вредность и интенсивность труда,- отметили в администрации больницы.
В одной из палат лежит пожилая женщина, которая назвалась Зинаидой Федоровной. Она призналась, что дома ей было в разы тяжелее, чем в отделении.
- Все мои родные вынуждены работать, а я живу от укола до укола. Вот и представьте, что терпела, когда по полдня рядом никого нет, - рассказывает пациентка.
Доктора говорят, что человек с "четверкой", как здесь называют последнею стадию заболевания, в домашних условиях очень быстро становится наркоманом. В условиях специализированного стационара обезболивание проводят грамотно и поэтапно, с меньшей интоксикацией организма. В скором времени тут обязательно появится врач-психотерапевт. И священник. Для больных, которые живут надеждой до последнего часа, психологическая помощь порой не менее значима, чем медицинская.
- Онкологи обратились к нам с предложением направить в отделение постоянного священнослужителя. Владыка Лукиан дал свое благословение, - пояснили в Благовещенской епархии.
Медики паллиативного отделения уверены, что состояние некоторых пациентов они сумеют стабилизировать настолько, что тех можно будет выписать домой. Чтобы там помогали уже родные стены.
Николай Тезиков, заместитель председателя правительства Амурской области:
- На создание этого отделения было затрачено порядка тридцати миллионов рублей из областного и городского бюджетов. На ближайших сессиях областного Заксобрания и районных и городских советов будут приняты специальные статьи расходов для расширения такой помощи в других городах и районах Приамурья. Ведь состояние здоровья тяжелых больных не позволяет им обходиться без посторонней квалифицированной помощи.