08.02.2012 23:45
    Поделиться

    На Урале вдвое уменьшат квоты на иностранных работников

    Особенности экономической интеграции мигрантов стали темой круглого стола с участием национальных диаспор, Федеральной миграционной службы, Союза малого и среднего бизнеса, "ОПОРЫ РОССИИ".

    Для Свердловской области эта тема особенно актуальна. Сегодня регион находится на пятом месте в России по количеству оформленных разрешений на работу. По данным регионального министерства экономики, в прошлом году на Средний Урал прибыло порядка 250 тысяч человек. Больше всего из Таджикистана - около 59 тысяч. На втором месте - Узбекистан (51 тысяча), на третьем - Кыргызстан (29 тысяч). Далее в порядке убывания следуют Казахстан, Китай, Азербайджан.

    Сосредоточены эти кадры, как и прежде, в трех отраслях: строительстве, сфере услуг и торговле. Однако образ, "нищего и босого" мигранта, хватающегося за любую работу, по словам участников круглого стола, давно не соответствует действительности. Да, он по-прежнему не отличается высокой квалификацией, но уже не готов трудиться за копейки - уровень жизни в Екатеринбурге довольно высок. Чтобы снимать квартиру, покупать продукты и одежду в местных магазинах, оплачивать услуги врача, необходимо иметь доход не менее 20-30 тысяч рублей в месяц. И эти деньги получить вполне реально, даже работая дворником, если взять сразу несколько участков и закрыть глаза на ненормированный график и тяжелые условия труда. 

    Вместе с тем последние четыре года квота для мигрантов планомерно сокращается. Так, в 2012-м она составит всего 27931 человек - почти в два раза меньше, чем в 2011 году. Предприниматели полагают, что это негативно скажется на рынке труда. Выиграют только посредники, которые взвинтят цены на свои услуги. Уже сейчас теневая такса за оформление разрешения на работу достигает 15 тысяч рублей (при госпошлине в 2000).

    - У нас что, подготовленных специалистов среднего и начального профессионального звена стало больше? На всю Свердловскую область - лишь два действующих автокомбината, выпуск - порядка 300 человек в год. Где взять много водителей с категорией D и, как минимум, тремя годами водительского стажа? - недоумевает Ринат Садриев, руководитель постоянного представительства Татарстана в Уральском регионе.

    Когда-то он в качестве частного предпринимателя занимался пассажирскими перевозками. А в этой сфере очень высока доля привлеченной рабочей силы. Сегодня, по словам эксперта, на рынке - затянувшаяся пауза: старые разрешения на работу закончились, а новые квоты еще не подтверждены. Чтобы не сорвать договоры, заключенные с муниципалитетами, перевозчики вынуждены набирать кого попало. А рискуют своей жизнью и здоровьем пассажиры.

    - Чтобы не оказаться снова в кадровом вакууме, бизнесмены на следующий год подадут заявку с коэффициентом 1,5. В итоге государство не будет знать, какова реальная потребность в мигрантах. А те не знают, удастся им легализоваться или нет. Давно пора вводить научное обоснование квот, просчитать математическими методами истинный спрос на гастарбайтеров. Нельзя отталкиваться просто от количества вакансий. Надо смотреть шире: сколько должно быть такси в городе, сколько парикмахерских, каким персоналом они должны быть обеспечены? - говорит Ринат Садриев.

    Петр Щербина, глава Украинской национально-культурной автономии Екатеринбурга, полагает, что заявки надо формировать, отталкиваясь от реального исполнения квот в предыдущем периоде плюс процент прироста ВВП. Фарух Мирзоев, глава таджикской диаспоры, еще более категоричен: квотирование надо отменить вообще.

    - Квоты есть во всем цивилизованном мире для защиты интересов коренного населения. Но в том виде, что существует в России, этот механизм порождает только коррупцию. Надо максимально упростить получение разрешающих документов и ужесточить ответственность для нарушителей. Есть вакансия - плати госпошлину, проходи медосмотр и работай, - считает господин Мирзоев.

    По мнению Юрия Безбородова, заместителя начальника УФМС по Свердловской области, въезд трудовых мигрантов в регион надо все-таки ограничивать какими-то инструментами.

    - Если квот недостаточно, то почему в прошлом году они были выбраны всего на 82 процента? Возможно, заявочный механизм не очень удобен бизнесу, но не ФМС принимает решение в пользу того или иного предпринимателя. Формирование квот - задача субъекта РФ. Мы можем только высказать свое мнение, если юридические лица или ИП ранее нарушали миграционное законодательство. Удовлетворят их пожелания или нет, во многом зависит от добросовестности самих работодателей. Есть такие, что заключают устный гражданско-правовой договор, а потом не платят, не обеспечивают жильем и нормальными условиями труда. Приходится подключать уполномоченного по защите прав человека, полицию, прокуратуру, инспекцию по труду и Роспотребнадзор. В 2011 году было проведено 9000 совместных проверок, - комментирует чиновник.

    Сам Юрий Безбородов считает более эффективным механизм привлечения иностранной рабочей силы через выдачу соответствующих разрешений - таким образом до 2007 года принимались на работу все мигранты, как из стран визового въезда, так из государств СНГ. Это позволяло бизнесменам в любой момент  нанять любое количество иностранцев. В 2012-м федеральные власти должны утвердить новую концепцию миграционной политики, возможно, вектор снова изменится.

    Пока суть да дело, диаспоры предлагают создать на уровне региона рабочую группу при консультационном совете по делам национальностей. Она займется разработкой конкретных интеграционных механизмов. Предлагается, к примеру, строить дешевое жилье для гастарбайтеров - это снимет проблему липовой регистрации и позволит контролировать трудовые потоки.  

    - Мигранты вывозят за пределы России от 10 до 20 миллиардов долларов в год, однако их реальный доход - в десятки раз больше. Значит, основная масса средств оседает здесь. Но уходит от налогообложения, потому что значительная часть приезжих имеет фиктивную прописку, а следовательно, не может получать уведомления из налоговой, Пенсионного фонда, не платит взносы, - говорит Фарух Мирзоев.

    Иностранцы, которые открывают на Урале свое дело, могут рассчитывать на поддержку областного союза малого и среднего бизнеса - эта общественная организация готова заключать соглашения о сотрудничестве с диаспорами. В частности, в сфере защиты предпринимательских интересов и целевой подготовки кадров. К примеру, гастарбайтеры могли бы проходить повышение квалификации в учебных центрах на базе ПТУ по тем специальностям, которые не пользуются спросом у местного населения.

    Поделиться