Второй случай суицида подростков произошел в московском регионе за последние 2 дня

Череда трагедий с подростками, пожелавшими свести счеты с жизнью, не закончилась на несчастье в Лобне, когда две 14-летние школьницы спрыгнули с крыши. Буквально на следующий день в Москве в доме № 126 по Варшавскому шоссе покончил с собой школьник. Он прыгнул из окна квартиры на 12-м этаже.

По предварительной информации, отец подростка уличил его в краже мобильных телефонов у одноклассников, после чего школьник зашел в свою комнату и выпрыгнул из окна. Мальчик в предсмертной записке просил прощения у родных и добавил, что этот поступок ему не могут запретить. Судя по оставленным предсмертным запискам девочек из Лобни, их к трагедии подтолкнул страх за двухнедельный прогул в школе.

Кстати, вчера следствию стало известно, что одна из школьниц, погибших в Лобне, уже дважды пыталась свести счеты с жизнью.

Второй случай суицида подростков в Московском регионе в течение двух дней - это много даже для большого мегаполиса, где ежедневно гибнут от разных причин десятки людей. Следом за трагическим сообщением и дежурной фразой о том, что возбуждено уголовное дело, неизменно встает вопрос, а почему это случилось и что надо делать?

Весь ужас ситуации в том, что абсолютное большинство погибших подростков - из нормальных семей, где детей действительно любили. Все подростки и их родители не состояли ни на каких учетах. Ребята характеризовались крайне положительно. Педагоги доказывали, что дети были нормальными учениками со средней успеваемостью. Откуда тогда такое поветрие? В первую очередь ответ на этот вопрос должно дать не следствие - оно разбирается тогда, когда уже, извините, есть труп и поздно что-то предпринимать. Пока дети живы, это задача подростковых психологов. А их, по крайней мере официально у нас в стране целая армия. В каждом регионе есть главный детский психолог, соответственно ему подчиняются и не главные детские психологи.

Вряд ли причина массового подросткового суицида объясняется только одним фактором. Например, компьютерными стрелялками, где в каждой игре море смертей и они все легкие.

Смерть в виртуальном мире, который окружает подростков, давно перестала кого-либо пугать. Ее в игрушечном мире много и она почти веселая. С другой стороны мир вокруг детей стал более жестким, родителям подростков приходится очень много работать, чтобы дети не нуждались материально. Но финансовое благополучие, как показывают последние трагедии, не спасает от суицида.

Кроме следователей, которые сообщили, что во всех случаях возбуждены дела по статье "доведение до самоубийства", на детские смерти откликнулся Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Он призвал правительство, минздравсоцразвития и минобрнауки принять срочные меры, а ситуацию с детскими смертями назвал чрезвычайной. Дети, попадая в кризисную ситуацию, не могут оставаться со своими проблемами один на один. Им должно помогать все общество, уверен омбудсмен.

Но представители образования и медицины пока молчат. Хотя за них очень показательно говорит сегодняшняя страшная статистика. Только специалисты знают, что есть совершенно точные цифры детских суицидов. И они весьма красноречивы. Так в нашей стране есть регионы - печальные лидеры по детским смертям. Это Бурятия, Тыва и Якутия. По сообщению Уполномоченного по правам ребенка в Улан-Удэ в начале этого года с 7-го этажа поликлиники спрыгнула 14-летняя воспитанница интерната. В другом районе республики после ссоры с отцом повесился мальчик, которого родитель отругал за выпивку на дискотеке.

В Бурятии цифры вообще страшные. Там в год происходит более 40 подростковых самоубийств. По показателю на сто тысяч подростков это в три раза выше, чем в общем по стране.

По общему числу суицидов Россия находится на шестом месте в мире - после Литвы, Кореи, Казахстана, Белоруссии и Японии. Но если говорить о самоубийствах среди детей и подростков, то у России самые плохие показатели.

Специалисты подсчитали, что по самоубийствам молодежи в возрасте 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. На 100 тысяч подростков приходится 19,8 случая суицида.

В среднем в стране ежегодно убивают себя более 200 детей и полторы тысячи подростков.

О складывающейся очень тревожной ситуации с подростковыми суицидами Павел Астахов говорит со всех возможных трибун. Он уверяет чиновников, что сегодня необходимо принять комплексную программу оказания психологической помощи подросткам по предотвращению суицидов. Напоминает, что формально у нас в стране есть служба, которая должна заниматься психическим здоровьем детей. Но этим занимаются или должны заниматься многие. В итоге - у семи нянек с ребенком большие проблемы.

"Любая профилактика должна начинаться с точной оценки ситуации и честных цифр... Попытки суицида в большинстве случае не фиксируются, а сами факты самоубийства преподносятся как несчастные случаи: "случайно упал с крыши", "случайно выпил слишком много лекарств". Давно пора посмотреть правде в глаза. По нашим данным, в России ежегодно происходит четыре тысячи попыток самоубийства среди подростков. Во всех школах необходимо провести обсуждение этой опасной проблемы - детских суицидов. Узнать отношение детей, объяснить весь ужас последствий", - написал Павел Астахов в своем "Твиттере". Это прочли сотни тысяч. Но лишь простые граждане, которые не принимают решения.