Новый документ Верховного суда России нельзя читать без слез. Обзор судебной практики рассказывает, как распадаются семьи, а родители теряют человеческое лицо, "разрывая" ребенка на части.
По закону, папа и мама, решившие разойтись, должны мирно решить, с кем жить ребенку. Ну или хотя бы попытаться это сделать, забыв личные обиды. Именно ребенок оказывается пострадавшей стороной, и родителям надо подумать о нем.
Но папы и мамы сегодня разучились договариваться, процессы по разделу детей идут в режиме нон-стоп. Только в 2010 году судами было рассмотрено более 24 тысяч подобных дел. Данных за прошлый год еще нет, но вряд ли цифра будет меньше, скорее всего - возрастет. Что-то незаметно на горизонте потепления родительских отношений.
Поэтому обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, подготовленный Верховным судом, не просто актуален - он задевает за живое.
Один из острых вопросов - с каким родителем должен остаться ребенок, богатым или любящим? Хорошо, когда эти вещи совпадают. Но бывает, что нет. Как пояснил Верховный суд страны, решая подобные вопросы, нельзя руководствоваться исключительно материальными соображениями. Если отца действительно волнует, в каких условиях подрастает сын, ничто не мешает папе помогать материально даже сверх установленных алиментов.
Многие отцы опасаются, что бывшие жены начнут тратить деньги на себя, а не на ребенка. Однако, когда речь идет о дополнительных тратах, папа вправе проконтролировать, на что потрачены средства, скажем, на велосипед дочери или маникюр маме.
Нельзя забывать и про мнение ребенка. Правда, устами младенца далеко не всегда глаголет истина. В качестве примера в документе приводится случай 11-летней девочки из Ростовской области. На суде она пояснила, что хотела бы проживать с матерью. Между тем, исследовав обстоятельства дела, суд решил, что мнение несовершеннолетней противоречит ее интересам.
"...желание проживать с матерью обусловлено отсутствием контроля за ней со стороны матери, поскольку предоставленная матерью свобода в поведении дочери фактически граничит с полной безнадзорностью ребенка, - говорится в обзоре, - что может в дальнейшем привести к ее асоциальному поведению, случаи которого уже имели место: во время проживания с матерью установлены факты краж сотовых телефонов, совершенных несовершеннолетней в школе".
Суд также установил, что матерью не созданы надлежащие условия для проживания ребенка: девочка не имеет спального места. Ей негде делать уроки. А мать постоянно занята на работе, и не контролирует ситуацию дома. "Вынося указанное решение, суд также принял во внимание подростковый возраст девочки и посчитал крайне важным, чтобы несовершеннолетняя получала заботу и должный контроль, который ей не может обеспечить мать...", - говорится в обзоре. Поэтому суд передал ребенка отцу.
При рассмотрении подобных дел надо обязательно выяснять и цель иска. Только ли родительская любовь кроется за желанием жить вместе с чадом? Например, "по одному из дел, рассмотренных районным судом Челябинской области, было установлено, что доводы истца об определении места жительства сына с ним были связаны с получением пенсии на сына-инвалида". Грабить ребенка инвалида... Жестоко, не правда ли?
Еще один вопрос на засыпку - можно ли признать любящим отца, который бил мать на глазах у детей? Это, между прочим, тоже случай из практики. Нередко папы и мамы становятся особо опасны и для собственных детей. Трудно поверить, но иногда приют действительно лучше, чем родная семья.
Даже такая постановка вопроса противоестественна. Но жизнь заставляет идти на такое. Скажем, в Зуевском районе Кировской области некая Ш. была осуждена за систематическое избиение сына. К сожалению, у нас многие строят свою воспитательную систему на насилии, почему-то считая, что педагогика ремня эффективней всех прочих. И даже судимость не заставила в данном случае мамашу изменить поведение. В итоге она была лишена родительских прав.
А в Железнодорожном районном суде Орла рассматривалось дело некоего Г., которого требовали лишить родительских прав органы опеки и попечительства. "Судом было установлено, что ответчик проживает с ребенком вдвоем, мать несовершеннолетнего была ранее лишена родительских прав и проживает отдельно, - говорится в документе. - До обращения с указанным иском ребенок на основании распоряжения главы администрации Железнодорожного района г. Орла был изъят из семьи и направлен в областной центр реабилитации для несовершеннолетних". Выяснилось, что отец постоянно пил, часто забывал даже покормить ребенка. Имел место случай, когда ответчик забыл забрать сына из детского сада, так как напился в стельку. Зато воспитывать сына ремнем и кулаками папаша не забывал. "При проведении медицинского осмотра ребенка в реабилитационном центре непосредственно после его изъятия из семьи было установлено наличие у него следов побоев, по поводу которых ребенок пояснил, что его обижает отец".
Суд вынес решение об ограничении Г. в родительских правах в отношении сына и взыскании с ответчика алиментов на содержание ребенка.
Для справки, ограничение в родительских правах - своего рода предупреждение перед полным лишением таких прав. Ребенка забирают у родителя-лишенца, но у разжалованных отца или матери есть шанс. Через некоторое время к вопросу вернутся, и если люди образумились, им вернут дитя. Если нет, тогда нет.
Как ни горько, но многим родителям все равно, есть у них дети или нет. Так, в Белгородской области истица Ф., бабушка несовершеннолетнего, обратилась в суд, требуя лишить П. (отца ребенка) родительских прав в отношении сына. Она сослалась на то, что "ответчик не занимается воспитанием сына, не проявляет заботы о нем, не оказывает ему должного внимания, безразлично относится к ребенку, навещает его лишь на праздники либо по ее просьбе, не проявляя при этом желания встречаться и общаться с ним. Ответчик не возражал против удовлетворения иска, указав, что не чувствует привязанности к ребенку. Воспитанием ребенка не занимается в связи с занятостью на работе, считает затруднительным для себя общение с ним. Чувство любви к нему отсутствует, поскольку он не растил и не воспитывал ребенка с раннего возраста. Безразлично относится к своему отцовству".
В судебном заседании истица не оспаривала, что ответчик хотя и изредка, но навещает ребенка, дарит ему подарки к праздникам, ежемесячно уплачивает алименты на его содержание. Ребенок радуется приходу отца, ожидает его визитов и поздравлений. При этом истица судя по всему боялась, что когда-нибудь папаша созреет и решит забрать ребенка себе. Получалось, со стороны бабушки тоже своего рода эгоизм. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда было принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Верховный суд России согласен с подобным подходом. Даже такого папу нельзя сбрасывать со счетов.
Также нельзя лишать родительских прав человека, если у него возникли финансовые проблемы и вышла небольшая задержка с алиментами. Некоторые матери предпочитают в подобных случаях надавить на отца, мол, чтобы шевелился быстрее. Но жизнь сложна, заработать в ней не так-то легко. Когда отец старается, искренне хочет выполнить свой долг, надо относиться с пониманием к его трудностям.
Другие подробности на эту тему читайте в ближайшем номере "РГ"
Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей