Главком ВВС Александр Зелин рассказал о переоснащении Военно-воздушных сил современными боевыми системами. По его словам, ставка сделана на новые разработки и глубокую модернизацию имеющегося авиапарка.
Наиболее продвинутый военно-авиационный проект - истребитель пятого поколения. Его реализацию главком отслеживает практически каждый день. Летные испытания "пятерки" идут строго по графику, их результатами в Главном штабе ВВС в общем-то довольны. А это значит, что уже в будущем году, как и предусмотрено планом, перспективный авиакомплекс могут передать в войска на опытную эксплуатацию.
В ближайшие две недели Александр Зелин доложит начальнику Генштаба свои соображения по новому стратегическому бомбардировщику, который появится в ВВС не раньше 2030 года. Пока разработчики готовят на конкурс аванпроекты этой машины, промышленность занимается глубокой модернизацией парка дальней авиации. Требования заказчика главным образом касаются совершенствования систем навигации и управления, а также средств поражения стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС.
Другим примером глубокой модернизации самолетов главком назвал высотный перехватчик МиГ-31. Над его усовершенствованием сейчас активно работает промышленность.
- Мы, по сути дела, получим носитель МиГ-31БМ, который по своим боевым возможностям превысит аналог где-то в два раза, - уточнил генерал.
Параллельно с модернизацией перехватчика завершается создание для него ракеты с увеличенной дальностью пуска. Новый боеприпас должен поступить на вооружение ВВС в самое ближайшее время. Он станет далеко не единственной новинкой в средствах боевого применения авиации. Главком сообщил, что летные части уже получают крылатую ракету большой дальности. Промышленность также готовится оснастить армейские самолеты ракетами класса "воздух-воздух", "воздух-поверхность", "воздух-корабль" и "воздух-радиолокационная станция" с увеличенной зоной поражения. Александр Зелин пояснил, что это даст пилотам. К примеру, в результате использования нового боеприпаса против РЛС противовоздушная оборона противника будет подавлена на всем спектре радиоизлучения. Пуски ракет по вражеским кораблям и наземным объектам станут возможными на расстоянии до 300 километров, то есть без захода носителей в зону поражения зенитными системами. Готового боеприпаса, основанного на принципе "пустил-забыл", пока нет у вертолетчиков. Но над его созданием оборонка трудится. В течение ближайших восьми лет вертолетный парк ВВС увеличится на тысячу машин, поэтому самое время подумать об их боевом оснащении.
Что же касается общих подходов к разработке авиационных средств поражения, магистральный путь здесь такой. ВВС нужно высокоточное оружие большой дальности действия с универсальной системой наведения и управления. Этот арсенал позволит летчикам уничтожать цели минимальным количеством "умных" ракет. А кое-где вмешательство пилотов и не потребуется. За них будут работать беспилотные летательные аппараты. Эти комплексы начали разрабатывать примерно десятилетие назад, а сегодня они поступают в строевые части. Главным образом беспилотники используются для оперативной и тактической разведки. Представьте небольшой самолетик, способный за 12 часов полета пролететь сотни километров и в режиме реального времени показать на мониторе предметы размером со спичечный коробок. Эксперты считают, что со временем беспилотники станут основными поставщиками данных для наземных, воздушных и даже морских ударных комплексов. А включение их в единую спутниковую навигационную систему серьезно повысит эффективность применения различных видов боевой техники. Что же касается ВВС, то им особенно нужен беспилотник тяжелого класса, готовый вести стратегическую разведку и выполнять ударные функции. "До 2020 года мы должны создать такой аппарат", - сообщил главком.
Зенитно-ракетная система С-400 "Триумф" недавно поступила на вооружение, а командование ВВС и разработчики уже думают над совершенствованием ее боевых возможностей в интересах воздушно-космической обороны. По словам Александра Зелина, предположительно уже в будущем году на комплекс поставят новую ракету с дальностью полета до 400 километров и улучшенными характеристиками поражения воздушных целей. Помимо прикрытия московской зоны "четырехсотка" также будет защищать небо в приграничных районах России.