Конституционный суд разместил на сайте постановление по делу экс-сотрудника МВД, служившего в Чернобыле, Владимира Авдонина, принятое в закрытом режиме.
Число решений, вынесенных Конституционным судом в пользу чернобыльцев, уже трудно сосчитать. Только постановлений, напрямую касающихся их, было пять, а в минувшую пятницу на сайте КС появилось и шестое, вынесенное без проведения слушаний.
Владимир Авдонин, служивший в МВД, был признан инвалидом третьей группы после исполнения им служебных обязанностей при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В августе 1998 года медики сочли, что он утратил профессиональную трудоспособность на 50 процентов, с 2003 года инвалидность на этих условиях была ему установлена бессрочно. Заявитель получал, согласно решению органов внутренних дел Мордовии, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 1000 рублей, однако он обратился в суд с просьбой произвести перерасчет компенсации - исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
Судья-докладчик по этому делу, Юрий Рудкин, напоминает, что впервые к проблеме возмещения вреда участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, КС обратился четырнадцать лет назад, в декабре 1997 года, признав экстраординарным характер катастрофы. По мнению Рудкина, "это означало установление особого характера отношений между ликвидаторами-чернобыльцами и государством. Оно обязано принять на себя возмещение того масштабного вреда, который не может быть возмещен в порядке, установленном отраслевым законодательством. И власти в лице законодателей и правоприменителей должны стремиться к максимально возможному объему этого возмещения".
Однако правоприменительная практика пошла по другому пути, когда речь зашла о праве на возмещение вреда в виде ежемесячных выплат в сумме из расчета среднего заработка с учетом степени утраты чернобыльцами профессиональной трудоспособности. Получить компенсацию могли только те, кто подал заявление до 2001 года, когда в силу вступили очередные поправки в законодательство. "КС РФ счел такую практику неоправданно дискриминационной, - поясняет Юрий Рудкин, - в решении по настоящему делу мы указываем правоприменителю на недопустимость установления таких произвольных различий и в отношении бывших сотрудников внутренних дел".
Судьи исследовали на соответствие Конституции нормы части первой статьи второй Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Норма не признана неконституционной, но в ней выявлен новый конституционно-правовой смысл.