Новости

14.02.2012 00:30
Рубрика: Экономика

"Аэрофлот" - линия атаки

Почему именно сегодня в адрес "Аэрофлота" зазвучали обвинения во всех грехах?
Текст: Михаил Делягин (директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук)

Впечатляет вал скандалов, в которые вдруг на ровном месте втянули "Аэрофлот". Люди, которые еще воспринимают вареную курицу как его "синюю птицу", помнят подогретые салфетки в экономклассе на обычных рейсах SAS или сервис старой "Люфтганзы", с трудом привыкают к мысли о том, что это не худшая компания в мире. Да и для меня самого стало неожиданностью, когда оказалось, что, выбирая рейсы по принципу "цена/качество/удобство", я в основном, как это ни странно, летаю "Аэрофлотом". В общем, "Аэрофлот" является примером российского сервиса: конечно, хочется, чтобы было лучше, но в целом приемлемо.

И вдруг - вал скандалов... Ущемление интересов работающих в компании гомосексуалистов, которым не дали пропагандировать свои привычки так, что один из них даже фиктивно женился... Иск от малоизвестной американской компании в Калифорнии, руководство которой обвинило местных представителей "Аэрофлота" в вымогательстве (через несколько месяцев после того, как они были обвинены в мошенничестве)... Наконец, гнуснейшая история с "Лантой" и "Санрайз-тур". Один из крупнейших туроператоров страны с 20-летней историей был обанкрочен с тяжкими последствиями для тысяч его клиентов. В адрес "Аэрофлота" звучат обвинения в разрушительной "зачистке" туристического рынка в интересах туркомпании "второго эшелона", связанной с его топ-менеджером.

Но весьма показательно, что все эти обвинения выдвигаются не "по горячим следам", а позже - как раз после того, как гендиректора "Аэрофлота" Савельева угораздило полностью и во всем поддержать Владимира Путина.

В последнее время приходится все чаще с ужасом обнаруживать: то, что мы привыкли считать проявлением отсталости России, является проявлением ее опережающего - по сравнению с остальным миром - развития. Многие пороки, бичуемые нами как "родимые пятна проклятого прошлого", спустя некоторое время реализуются странами, которые мы привыкли считать более передовыми. Которые, оказывается, идут по тому же пути либеральной деградации и разложения, что и мы.

Так бывает в эпохи архаизации, когда "идущий позади всех", почти по слову Иоанна Крестителя в циничном пересказе Феликса Кривина, оказывается "идущим впереди всех" - просто потому, что "все" идут в другую сторону.

Мы привыкли справедливо сетовать на неправовой характер Российского государства. И с ужасом убедились за последние полтора десятилетия - на примере сначала Югославии, потом Ирака, а теперь Ливии и Сирии, - что мировая политика ведется на внеправовой основе, что международное право умерло. И уголовные "понятия" вытесняют писаные законы примерно так же, как это было у нас два десятилетия назад, в начале эпохи национального предательства.

Есть основания опасаться, что архаизация, вытеснение закона "понятиями", распространяется и на глобальное коммерческое регулирование.

Дефицит поддержки "кандидата номер один" по-настоящему весомыми персонами, не связываемыми с ним молвой, сегодня налицо - об этом уже кто только не говорил. Между тем глава "Аэрофлота" не просто однозначно и безоговорочно поддержал Путина, но и обозначил перспективы реализации предложений, изложенных нынешним премьером в его программной "экономической" статье в "Ведомостях": "Абсолютно поддерживаю идею ориентации на инновационное развитие российской экономики. Хочу отметить, что "Аэрофлот" активно участвует во внедрении инноваций".

Именно этот излишний энтузиазм главы "Аэрофлота", которого молва не связывает напрямую с ключевыми группировками - и, соответственно, с защитой, которую они могут обеспечить, - сегодня, похоже, выходит госкомпании боком в ситуации, когда старые понятия сменяются новыми, демократическими. Возможно, на примере Савельева всем заинтересованным лицам - пока мягко, корректно, но весьма убедительно - показывают, что хвалить и поддерживать "промахнувшегося Акелу" больше не надо.

Не модно, не актуально, вне тренда: можно ненароком выпасть из контекста.

Ведь все названные скандалы начинались в разное время - а выстрелили практически одномоментно: после высказываний Савельева, выделивших его из толпы руководителей госкомпаний, которые если и не выступили против Путина прямо и однозначно, как лидеры либерального клана, вроде Чубайса и Кудрина, то, во всяком случае, воздержались от его слишком однозначной поддержки.

Если гипотеза об изменении глобальных "понятий" в отношении Путина верна, рецепт спасения "Аэрофлота" от ближайших скандалов прост: господину Савельеву надо одеться попроще, нацепить белую ленточку и пойти - желательно под видеокамеру - 26 февраля "браться за руки, друзья" на Садовое кольцо, бороться за права человека и честные выборы. Увижу его там с удовольствием, как уже видел на Болотной многих представителей элиты, формально продолжающих клясться Путину в неизбывной любви и вечной верности.

И желательно также приказом по "Аэрофлоту" выгнать на эту же акцию всех сотрудников. Даже если уволят, можно рассчитывать на ореол мученика и крайне хорошую, хлебную должность потом, после "победы демократии".

А не уволят - можно будет спокойно давить, кого захочется, - хоть геев, хоть рабочих, хоть турагенства, хоть собственных пассажиров.

"Станешь своим парнем, прогнешься по понятиям" - и "цивилизованный Запад тебя поддержит"...

Экономика Транспорт Авиатранспорт