13.02.2012 23:09
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Авторы сериала "Жуков" не решились сказать главного

    На Первом сложилась такая практика, в силу которой его популярные и знатные телеведущие еще немножко шьют, то есть снимают фильмы и даже сериалы. С очередными плодами своей факультативной работы нас только что познакомили Александр Гордон ("Огни притона") и Алексей Пиманов ("Жуков").

    Не повезло в политике

    Пиманов в титрах "Жукова" значится как продюсер. А режиссером тут объявлен другой человек - Алексей Мурадов.

    Известно, что Пиманов по роду своей деятельности не только телеведущий и продюсер, но и режиссер с немалым опытом - в его послужном списке четыре сериала, отменно длинных, длинных, длинных. Последний из них по счету - "Охота на Берию".

    Но и Мурадов по части режиссуры - не новичок. Режиссеры они по своим творческим склонностям - разные. Мурадов, вступив на территорию приключенческого сериала, попытался в его рамках соорудить что-то артхаусное. Получилось ни то ни се. Впрочем, и Пиманов как режиссер не снискал славы на поприще мейнстрима, а упреков со стороны экспертного сообщества оказалось довольно - все-таки отсутствие кинематографического образования трудно компенсировать одним только самоигральным материалом. Та же "Охота на Берию" стала наглядной иллюстрацией к известному трюизму: режиссура - это, во-первых, профессия, а во-вторых, призвание. Возможно, и наоборот.

    Нынче отрицательные рецензии можно носить как ордена - гордо и вызывающе

    В "Охоте на Берию" Пиманов обошел вниманием роль маршала Жукова в аресте злодея, словно бы решил заранее подробно ее разработать в следующем сериале.

    По каким-то неведомым мне причинам он не отважился его режиссировать и доверил это дело профессионалу. Уже хорошо. Но патронаж профессионального журналиста все равно ощущается. Есть фабула, есть околокремлевская клубничка, есть кремлевские коридоры с коврами и кабинеты с массивными столами, есть кремлевские персонажи от Сталина до Брежнева и Суслова, есть, наконец, монолитная фигура маршала Победы, убедительно вылепленная Александром Балуевым; нет осмысленного представления о том, что с ним произошло, нет сюжетной целостности.

    Позволю себе сразу же оставить за кадром претензии к картине по части исторической достоверности, беллетристических домыслов относительно личной жизни главного героя.

    Уж сколько раз твердили миру, что режиссер со своими соавторами, снимающий художественный фильм о том или ином историческом персонаже, снимает его по мотивам биографии своего героя, но миру все не впрок. И слышишь от родственников: а вот наш папа не мог этого сказать, не мог того сделать... От историков: а он никогда не водил машину и т.п. Неудача сериала в другом. В том, что он распадается на отдельные драматичные эпизоды. В одной серии против Жукова интригуют Сталин с соратниками. В другой - Хрущев с клевретами. В третьей - Брежнев с прихлебателями. Не повезло в Большой политике. Повезло в любви. Впрочем, не до конца. Самая любимая его женщина скончалась от рака.

    Финал придуман эффектный: сообщение о кончине Лидии Руслановой застает полунемощного маршала на даче. Он ставит пластинку, и под звуки личного гимна маршала "Валенки, что не подшиты стареньки", поползли заключительные титры.

    На Первом сложилась такая практика, в силу которой его знатные телеведущие еще снимают фильмы и даже сериалы

    Только в этот момент понимаешь, какую "песню" испортили авторы, каким бы мог стать потрясающим художественным документом эпохи этот фильм.

    Все, что решились сказать авторы, так это: а какой бы замечательный преемник Сталина получился бы из Жукова - такой же жесткий, но более человечный. Не чета Хрущу или Лаврентию... Каким бы счастливым он стал в личной жизни, если бы не злой Рок, погубивший его супругу...

    Авторы не решились сказать главного, что непосредственно следовало из материала биографии героя: маршал Победы на фронтах Великой Отечественной войны оказался маршалом Поражения в битве с Системой, которая его породила, которая его и разрушила медленно, но верно.

    Огни на Первом

    Телеведущий Александр Гордон не только показал собственный кинематографический продукт "Огни притона" на Первом, но и организовал вокруг картины дискуссию в рамках "Закрытого показа".

    У критиков картина не вызвала никакой реакции - ни положительной, ни даже отрицательной. Последнее особенно автору обидно. Потому что нынче отрицательные рецензии можно носить как ордена - гордо и вызывающе. В конце концов, режиссер "Огней" и на их отсутствие наплевал. Собрал группу людей и под своим председательством провел обсуждение собственной картины в собственной авторской программе, слегка кокетничая по поводу двусмысленности этой ситуации.

    Все претензии он с улыбкой отринул. На укор документалиста Манского, что в его картине нет правды, ответил, что именно в его, Манского, документальной картине про девственность нет правды. То есть: сам дурак.

    Под занавес дискуссии сообщил о том, в чем состоял его творческий метод. Он в самом начале показал голую грудь девушки. Зрители, как полагает режиссер, купились на это и подумали: ну вот и дальше будет... больше. А им - фиг!

    Картина в прокате не пошла. На "фигу" режиссера касса ответила своей "фигой", что для господина Гордона странно. Ведь когда он лично ездил с картиной по городам и весям, его принимали хорошо. Так бывает...

    Поделиться