Законодательная база развития бизнеса в России создается практически с нуля, а специфика нашей страны требует от законодателей кропотливой работы над каждым положением закона. О том, что уже сделано и что предстоит сделать в этом направлении, "РБГ" рассказал глава подкомитета денежно-кредитной политики и бюджетно-налогового регулирования экономической деятельности Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров.
- Пять лет вы возглавляли Комитет по экономической политике и предпринимательству. Удалось облегчить жизнь бизнес-сообществу?
- За пять лет экономика нашей страны очень сильно изменилась, стала более системной и детализированной. Объемы работы комитета за этот период возросли в пять раз, было принято свыше 100 законов. К первому блоку работы комитета следует отнести законодательные изменения, направленные на детализацию экономических правил для перехода на новый инновационный тип экономики. Так, за пять лет было полностью создано антимонопольное законодательство - главное законодательство рыночной экономики, которое выстраивает систему взаимоотношений между бизнесами. Приняли три пакета ключевых законов, касающихся вопросов госконтроля, проверок, сертификации, аккредитации, технического регулирования и т.д. Можно сказать, что антимонопольная реформа завершена и сформированы принципы взаимодействия государства с бизнесом.
- Про малый бизнес тоже не забыли?
- Очень серьезно работали над блоком законопроектов для малого бизнеса, которого шесть лет назад у нас не было как вида экономической деятельности, описанного в правовой сфере. Сформулировали понятия "численность", "обороты", "механизмы поддержки (региональные и федеральные планы поддержки)", создали федеральную программу, в 15 раз увеличили госфинансирование малого бизнеса. Выстроили отношения с государством, определили малому бизнесу перспективы, которые прописаны в Стратегии-2020, где малый бизнес идет как сопровождающий бизнес научный, потому что он должен прийти в промышленность на смену монопредприятиям.
Что касается развития отраслевого законодательства, то тут было сформулировано законодательство для сферы рынков. Был принят первый системный закон о торговле, главное направление которого - развитие конкуренции. Впервые в российском законодательстве ввели жесткий принцип ограничения доминирования на рынках через механизм запрета покупок новых бизнесов и новых площадей. В дальнейшем это правило постепенно будет распространяться на другие виды предпринимательства, в том числе и на сферу ЖКХ.
Практически полностью было сформулировано законодательство по туризму, третий пакет принять не успели из-за того, что крупные компании не захотели брать на себя ответственность по созданию туристических сетей. Но главное, чего мы добились, - впервые поставили интересы туриста выше интересов бизнеса. Введение механизмов финансовых гарантий успешно работает, и число случаев, когда туристы оказываются брошенными, сократилось в сотни раз. В четыре раза сократилось и число туроператоров, на рынке остались те, которые готовы нести ответственность за своих клиентов.
- А что собой представляет второй блок законов?
- Ко второму блоку законов комитета относятся акты, регулирующие отношения между собственниками средств производства, перемещения капиталов и самих собственников. Надо понимать, что любые вопросы масштабных перемещений капиталов и собственников - вопросы политические.
В результате усилий нашего комитета и, конечно, работы всей Госдумы мы создали 24 института развития. Сегодня любой, кто захочет заняться бизнесом, сможет найти в законодательстве РФ механизмы поддер жки, которые снизят расходы на инвестиции в любое производство примерно на 70%. Это возможно в том числе через механизмы государственно-частного партнерства, госкорпорации развития и т.д. Всего за пять лет таких механизмов было создано более тысячи.
В сфере промышленной политики мы разработали системный закон о судостроении. Сегодня инвесторам надо лишь 30% вложить в строительство верфей, себестоимость в этой отрасли снижена на 20% за счет налоговых и экономических льгот, господдержки, освобождения от социальных платежей и т.д. Это даст серьезные конкурентные преимущества отрасли, и мы ожидаем бурный рост инвестиций в эту сферу.
- Законодательство в области инновационной экономики также было в центре внимания комитета.
- Самым главным достижением нашего комитета за пять лет я считаю подготовленный в 2010 году план законодательного обеспечения перехода на инновационную экономику, который был утвержден Госдумой. Пока не начнется реализация этого плана, никакого перехода на инновационную экономику не будет. Мы не изобрели велосипед, а просто проанализировали мировой опыт и подготовили план, который включает изменение типа науки, появление рынка технологий и переход промышленности на капитализацию интеллектуальной собственности. Страна не готова к этому и, соответственно, на реализацию плана не вышла. У нас пока нет технологий, потому что нет условий, нет инструментов рынка интеллектуальной собственности, нет науки, которая работает под рыночный заказ.
Главная задача - поставлять результат работы ученых, т.е. технологии, а платить за это должен рынок. Только рыночный заказ позволит прикладной науке работать в современных условиях. А пока мы поставляем всему миру только ученых и идеи.
Все следующие шаги уже качественные, без изменения типа экономики они невозможны, это принципиальные изменения правил, а это политический вопрос. Для этого должны созреть условия. Скажу лишь, что, по подсчетам специалистов, изменение типа экономики в области науки даст около 15 трлн рублей в научную сферу России.
- Что сегодня намерены сделать для бизнеса?
- В новом созыве Госдумы я возглавил подкомитет денежно-кредитной политики и бюджетно-налогового регулирования экономической деятельности в Комитете по бюджету. Понятно, что невозможно что-либо делать в институтах развития, не используя бюджетные и налоговые инструменты. Поэтому направление моей деятельности не изменится.
Россия стоит на пороге перемен. Сегодня меняются принципы управления страной, взаимоотношения внутри общества, внутри государства. В результате мы ускорим процессы перехода на инновационную экономику. Но сейчас надо решать текущие вопросы. Поэтому пока темпы трансформации экономики будут снижены, но стратегическое направление сохранится.