13.02.2012 23:40
    Поделиться

    Азад Бабаев: Россия вплотную приступает к добыче нефти в Арктике

    Россия приступила к освоению Арктики. Первая скважина глубиной 4215 метров на уникальном месторождении им. Романа Требса доказывает - нефть за Полярным кругом есть и добывать нам ее может помешать только одна страна в мире. Это мы сами. В России растет "черный рынок" нефтяного оборудования, использование которого способно привести к экологическим катастрофам. О запретных темах в российской нефтянке корреспонденту "РГ" рассказал президент холдинга "РУ-Энерджи Групп" Азад Бабаев.

    Недавно в печать просочились отрывочные сведения о начале буровых работ на Крайнем Севере России. Вам что-то известно об этом? Или разработка Арктики пока под секретом?

    Азад Бабаев: Никакого секрета нет. Россия приступает вплотную к освоению Арктического региона и добыче северной нефти.

    Пионер в освоении региона - "Башнефть" - пробурила первую скважину на Тимано-Печорском месторождении. Знаю об этом не понаслышке, потому что наша компания "РУ-Энерджи Групп" в ближайшем будущем планирует сотрудничать с "Башнефтью". Мы способны бурить скважины в 4 - 6 тысяч метров. Для этого у нас есть уникальное отечественное оборудование, которое может использоваться в экстремальных условиях Арктики.

    Нет ли опасности, что соседние страны-конкуренты начнут ставить "палки в колеса"?

    Бабаев: Это все из разряда "теории заговоров". Развенчаю вам один миф. В нефтянке толкаются локтями в основном мелкие компании, ориентированные на небольшие объемы работ. На рынке же серьезных нефтесервисных услуг не такая уж большая конкуренция. Эта ситуация надуманная. Если бы данный сегмент бизнеса был переполнен, в Россию бы не пришли такие монстры, как "Шлюмберже", "Дойтаг", "Эриал", "Халлибертон".

    И нам вдвойне приятней, что "Башнефть" ведет переговоры среди прочих и с нами, то есть с отечественным партнером. И, поверьте, "РУ-Энерджи Групп" выгодно отличается от многих зарубежных гигантов, в том числе и за счет инноваций, которые разрабатываются на нашем заводе "Нефтепроммаш". А "кузницы кадров" вроде Тюменского нефтегазового университета поставляют нам классных специалистов.

    Приведу пример. У нас есть изобретение - дроссельная задвижка. Это очень важный узел, который постоянно нуждается в замене, давление-то сумасшедшее. Точнее, во всем мире эти два узла, считалось, совместить невозможно. Сначала задвижкой перекрывается поток нефти, затем меняется игла дросселя, регулирующего поток нефти. Процесс трудоемкий и долгий, приводящий к колоссальным потерям, ведь пока поток перекрыт, нефть, а, значит, и деньги не идут.

    Наши конструкторы смогли совместить два узла в один. Больше не скажу, это наш секрет, но экономия колоссальная. За счет интеллектуальных новинок и использования отечественных разработок цена у нас всегда будет примерно вполовину ниже, чем у западных конкурентов. Плюс ко всему прочему мы "под ключ" проводим все виды нефтесервисных работ с использованием новейших методик как вертикального, так и горизонтального бурения.

    Но почему вы думаете, что мировые гиганты не будут использовать политические возможности своих стран, чтобы победить в конкурентной борьбе? Может, Арктика просто не такой уж перспективный регион и запасы нефти там тоже из разряда мифов?

    Бабаев: Нет, конкуренция в этом регионе будет. Другое дело, что там экстремальные условия и добывать нефть под силу единицам. Но нефть там есть. В Тимано-Печере скважина вскрыла отложения кайнозоя, мезозоя и палеозоя. Самым древним нефтеносным породам - девонским и силурийским - около 400 миллионов лет. Подтверждено наличие нефтяных залежей в доломитах и известняках, находящихся в условиях давлений, в сотни раз превышающих атмосферное. Ожидаемый дебит нефти оценивается от нескольких десятков до нескольких сотен тонн в сутки.

    А как транспортировать эту добытую нефть? Трубопроводов в Арктику еще не проложено.

    Бабаев: На кораблях по Северному морскому пути. Это позволит задействовать имеющийся отечественный ледокольный флот, который в настоящее время зачастую простаивает, и даст мощнейший импульс развитию Северного флота и Арктического региона в целом.

    Не окажется ли это слишком дорогим удовольствием, а нефть золотой?

    Бабаев: Нет. Если себестоимость обычной нефти сейчас колеблется от одного до нескольких долларов за баррель, то арктическая нефть обойдется на десяток долларов дороже. А как специалист я уверен, что в ближайшем будущем мировые цены на нефть не опустятся ниже ста долларов за бочку. Более того, я прогнозирую, что нефть будет только расти в цене из года в год и никакой достойной замены ей как основному энергоносителю в ближайшие сто лет найдено не будет. Все разговоры о водородной энергетике, об использовании энергии вакуума, термоядерного синтеза пока фантазии или перспектива очень отдаленного будущего.

    Арктика будет развиваться, и очень активно. России в этом процессе уготована роль лидера. Я в этом уверен.

    А если цены на нефть упадут, как уже бывало не раз?

    Бабаев: В 2003 году, когда я был впервые в Китае, население Пекина передвигалось в основном на велосипедах. В прошлом году, когда я снова посетил страну, велосипедные стоянки в столице исчезли. Многомиллиардная страна развивает внутренний спрос, население становится богаче и пересаживается на машины. Та же тенденция и в других странах Азии. Это мировой тренд. Так что забудьте про дешевую нефть.

    То есть у вас исключительно радужные перспективы развития отечественной нефтянки?

    Бабаев: В целом да. В плюсах то, что тюменский и уфимский вузы готовят нам действительно высокопрофессиональную и талантливую молодежь. Кроме того, нам доступны самые высокотехнологические разработки добычи и бурения, в том числе новейшие западные технологии. Но в этой бочке меда есть и ложка дегтя. Это тема, о которой пока мало что известно широкой общественности, - "черный рынок" нефтяного оборудования.

    Если использование контрафактных деталей в авиации способно привести к катастрофе самолета и гибели людей и поэтому об этом пишут, то использование "левых" труб или другого нестандартного оборудования в нефтянке способно привести к куда более масштабным катастрофам - экологическим.

    Пока гром не грянул, но это, как говорится, до первой аварии. На самом же деле рынок подобного рода услуг довольно развит. Однодневные ОООшки и многочисленные сомнительные фирмы реставрируют б/у оборудование и продают его дешево под видом нового. Могут продать и ворованные трубы или ворованное оборудование, на которое делаются липовые документы, тоже как на новое. При этом нелегалы убивают легальный рынок, поскольку им с контрафактным либо ворованным оборудованием легче выиграть тендер, ведь их услуги и товар дешевле легальных. Большую роль в развитии этого бизнеса играет также коррупция со стороны некоторых чиновников. Им-то все равно, какая труба будет закопана в землю, новая или б/у. Главное, что закопана или положена на дно моря, то есть концы в прямом и переносном смысле в воду. А то, что там давления сумасшедшие, которые могут разорвать уставший металл, так чиновник же в этом не разбирается.

    Насколько, по-вашему, развит этот рынок и где наибольшая опасность? Может быть, как раз в Арктике, где наиболее суровые условия?

    Бабаев: Объем "черного рынка", по моим оценкам, сотни миллионов рублей. Но Арктике, думаю, пока ничто не угрожает. Туда пришли и в ближайшем будущем будут приходить только лидеры нефтесервиса, которые дорожат своей репутацией, крупные холдинги, которые все имеют и производят сами. Опасаться нужно будет, когда процесс освоения региона станет массовым и на рынок придут более мелкие фирмы.

    Поделиться