20idei_media20
    14.02.2012 09:50
    Рубрика:

    В Рязанской области создадут центр обработки информации компании "Яндекс"

    Крупные предприятия экономят, выводя свои подразделения на переферию

    В Сасове Рязанской области будет создан центр хранения и обработки информации (дата-центр) компании "Яндекс". Решение об этом озвучено региональными властями и стало еще одним подтверждением наметившейся тенденции - крупные компании и банки все чаще выводят свои подразделения из столицы на периферию. 

    Дешевле - некуда

    Этот процесс начался лет пять назад и с каждым годом расширяется. Но, как правило, московские структуры оседают в областных центрах. В этом смысле интерес, проявленный к маленькому районному городку, - случай крайне редкий.

    Понятно, что первопричина явления - желание сэкономить. Достаточно сказать, что стоимость аренды офиса в провинции не сравнить с московскими ценами. Даже поверхностное знакомство с рынком коммерческой недвижимости показывает, что речь идет о разнице как минимум на порядок. В Рязани снять офис можно по 300-500 рублей в месяц за квадратный метр, а наиболее солидные предложения остаются в пределах трех тысяч за "квадрат". Между тем в столице аренда дешевого помещения колеблется в районе десяти тысяч рублей, а с "приближением" офиса к центру цены переваливают за 20 тысяч. Та же картина и с земельными участками под строительство собственных контор, и с затратами на обслуживание оргтехники.

    При этом современные коммуникации на периферии вполне отвечают ожиданиям столичного бизнеса. Сегодня в каждом регионе действуют по нескольку компаний, готовых предоставить устойчивую связь - хоть проводную, хоть беспроводную - практически в любой точке.

    Попали в кадры

    Существенную роль при выборе места для размещения подразделений играет и дешевый по сравнению с Москвой рынок труда в регионах. Правда, здесь есть некоторые нюансы. Эксперты напоминают хрестоматийный случай. Один из первых "выездных" банковских колл-центров был создан в свое время в Великобритании, и эта затея потерпела неудачу. Всему виной узость провинциального рынка труда, тогда как в колл-центрах высока текучесть кадров: не каждый выдержит долгое время ежедневно отвечать на звонки и, по сути, говорить одно и то же.

    - Конечно, в провинции относительно дешевый рынок труда. Но для колл-центров, а в Рязани их несколько, важно постоянное возобновление трудовых ресурсов, - подтверждает замминистра экономического развития и торговли Рязанской области Виталий Ларин. - В этом смысле вполне логично, что сегодня многие рязанские студенты получают первый трудовой опыт в таких организациях. Московского старшекурсника зарплата в 10 тысяч рублей не привлекает, а для наших ребят это хороший приработок. Рязань - крупный студенческий центр, более 30 вузов ежегодно выпускают около 19 тысяч специалистов. И это также становится дополнительным фактором при выборе площадок для размещения сервисных центров.

    Стоимость аренды офиса в провинции на порядок дешевле, а современные коммуникации вполне отвечают ожиданиям столичного бизнеса

    Наличие в городе большого количества вузов оказалось важным преимуществом и для Тулы, в которой Сбербанк России открывает центр сопровождения клиентских операций (ЦСКО) "Ясная поляна". Это понятно - в новую организацию предстоит набрать две тысячи сотрудников с высшим образованием.

    - Тула изначально рассматривалась в качестве локации ЦСКО из-за выгодного географического положения и хорошей экономической ситуации, - пояснил начальник управления центра Андрей Аксенов. - Как правило, в областных центрах достаточно обширный рынок труда, чтобы набрать квалифицированный персонал. В то же время здесь все дешевле - земля, строительство, сервис, содержание персонала. Сравните покупку гектара земли в Москве и Туле - небо и земля. При этом коммуникации здесь - на достаточно хорошем уровне.

    Так что районный город, несмотря на еще большую дешевизну земельных участков и недвижимости, ни для ЦСКО, ни для колл-центров не подходит. А вот для "Яндекса" очень удобным оказался как раз небольшой населенный пункт. По словам Виталия Ларина, там будут работать всего 100 человек. Достоинством Сасова оказалось наличие надежной оптоволоконной связи и - главное - близость крупной Рязанской ГРЭС, что очень важно для активного потребителя электроэнергии.

    В порядке бренда

    В то же время серьезными инвесторами такие структуры, переехавшие из столицы в провинцию, для регионов не являются и резкого увеличения доходов в бюджет не приносят. Все их отчисления - имущественные налоги и НДФЛ. Такие подразделения, как ЦСКО в Туле (это, пожалуй, самый крупный в областном центре проект по количеству созданных рабочих мест за последние годы) или колл-центры "МТС" и "Ситибанка" в Рязани, где работают полторы тысячи человек, - это редкие случаи. Как правило, речь идет именно об офисах с несколькими десятками сотрудников, и налог на их доходы, хоть и остается в регионе, в масштабах областной казны не заметен. Тем не менее власти с энтузиазмом приветствуют приход столичных подразделений, поскольку узнаваемые бренды работают на имидж региона.

    - Есть тенденция выводить промышленные предприятия из столицы в регионы, - поясняет Виталий Ларин. - Но куда пойдут эти предприятия? Мы рассматриваем приход крупных компаний и банковских структур как индикатор инвестиционного потенциала территории. Если нам доверяют известные фирмы, значит, здесь может реализовать проект любой бизнесмен. Значит, тут уместно строить заводы и предприятия, тем более что регион всегда считался хорошей кузницей кадров для машиностроения.

    Кроме того, столичные офисы "тянут" за собой и повышенные требования к благоустройству, заставляют власти активнее реагировать на насущные потребности в жизнеобеспечении и функционировании бизнеса любого ранга.