Европа подтвердила негласный статус "дома отдыха" для участников различных террористических организаций.
В Британии освобожден известный исламистский проповедник Абу Катад, связанный с "Аль-Каидой". Его называли "правой рукой" Усамы бен Ладена. В Швеции на свободу вышел один из руководителей чеченских сепаратистов Эмильхан Садаев. В России его обвиняют в незаконном хранении оружия, бандитизме, организации незаконного вооруженного формирования. И тот и другой освобождены по решению суда.
Тот факт, что Абу Катад после выхода на волю будет находиться под домашним арестом 22 часа в сутки и ему запретят пользование мобильным телефоном и Интернетом, ничего не меняет. Человек, которого в Иордании разыскивают за совершение тяжких преступлений - организацию взрывов в гостиницах, как ни в чем не бывало, покидает тюрьму. Европейский суд по правам человека в январе вынес вердикт, запрещающий депортацию Катада на родину, где ему за убийство людей грозит смертная казнь. Причем в 2009 году проповедник выиграл в Страсбурге дело и получил компенсацию в размере почти трех тысяч евро. Приговор гласил, что заключение террориста под стражу до начала судебного разбирательства нарушает права человека.
"Мы твердо намерены выслать Катада при первой возможности. Мы ищем варианты", - обещал неназванный представитель премьера Дэвида Кэмерона. Впрочем, пока не ясно, как британские власти обойдут решение Европейского суда. После освобождения Катаду запрещено читать проповеди и лекции, публиковать статьи, а также давать любые инструкции и советы на религиозные темы, "кроме как своей жене и детям у себя дома". Судя по всему, официальный Лондон надеется, что, оказавшись на свободе, Катад нарушит какое-нибудь из этих предписаний. И тем самым подпишет себе новый приговор. Что касается шведского правосудия, то, по словам чеченского террориста, "местные власти поняли свою ошибку". В январе Садаева, въехавшего в Швецию, а ранее в Турцию по поддельным документам, поместили в депортационную тюрьму. Второго февраля его собирались отправить в Россию. Но тот за день до депортации разбил себе голову об угол стены. Высылка не состоялась. Теперь же суд и вовсе освободил бандита из-под стражи.
Так что же происходит с европейским правосудием, которое не первый раз выступает в роли сочувствующего адвоката для наиболее опасных преступников? Проявляемый судами радикальный гуманизм в отношении людей, которых на родине приговорили к смертной казни, угрожает безопасности европейцев. Террористы умело используют либеральные законы Старого света в своих интересах. Суд над Абу Катадом - тому подтверждение. Проповедник, собиравший средства для финансирования террора на территории Британии и за рубежом, въехавший на Альбион по поддельным документам, чьи проповеди слушали участники терактов 11 сентября в Нью-Йорке, оказался с точки зрения британского суда невиновным агнцем. Чеченский бандит Садаев, по мнению шведского правосудия, на законных основаниях может претендовать на политическое убежище в этой скандинавской стране. И тот факт, что на руках у Абу Катада и Садаева кровь невинных людей, не мешает их формальному обелению европейской Фемидой.
Только создание единого для всего международного сообщества надъевропейского законодательства, которое будет применяться в отношении лиц, подозреваемых в терроризме, покончит с практикой, когда преступники используют лазейки в национальных судебных системах. И могут выйти на свободу, несмотря на шлейф тянущихся за ними убийств. Британским властям не позавидуешь: им предстоит найти пробелы в законах, чтобы отправить Абу Катада на родину. Или вернуть его за решетку. Ведь все на Альбионе понимают - вынесенный в отношении террориста вердикт противоречит здравому смыслу.