Вчера в Центризбирком был введен военный контингент. Фойе и атриум наполнились людьми в форме, члены ЦИК ходили нервные и сосредоточенные. Владимир Чуров встречался с курсантами военных училищ и студентами.
Эта встреча - очередная. За два месяца до выборов глава ЦИК заявил, что до 4 марта будет в еженедельном режиме встречаться с избирателями. Уже прошли встречи с фотографами, учителями, врачами и ветеранами.
Военные подошли к встрече основательно. За десять минут до начала два молодых человека, счищая пылинки с формы и полируя салфетками ботинки, рассуждали о том, какое обращение к себе они будут рассматривать как адекватное - "будущие господа офицеры" или "господа будущие офицеры". Пухлые гражданские студенты в кофтах и кроссовках смотрелись рядом с курсантами несколько проигрышно.
Впрочем, встреча уравняла всех. Периодически, когда председатель ЦИК видел, что слушатели как-то очень глубоко задумались над его словами, он громогласно кашлял в микрофон и молодых людей подбрасывало в креслах.
А задуматься было над чем. Владимир Чуров блистал парадоксами и замысловатыми шутками. Так, сначала он подробно рассказал, за что комиссию не любят: "Нас не любят не только потому, что есть проигравшие на выборах, но и потому, что мы контролируем финансы всех партий. Мы контролируем ежеквартально текущие расходы - нам это вменено законом. Представьте, как любит муж, когда жена контролирует его кошелек". И сразу после этого он сообщил, что "работать в ЦИК легко и приятно". "Интереснейшая у нас работа, - заявил Владимир Чуров. - Она происходит в исключительно дружеской обстановке и внутренней, и внешней".
Молодой человек со всей юношеской искренностью поинтересовался, кто победит на выборах, и снова получил в ответ фирменный парадокс: "Ответ на этот вопрос вы никогда не получите в этих стенах". Журналисты, аккредитованные на оглашение результатов выборов пятого марта, при этих словах растерянно переглянулись.
В течение встречи Владимир Чуров несколько раз акцентировал внимание гостей на том, что избирательная система России - одна из самых совершенных, а вот, например, Америка имеет достаточно много проблем с выборами. Но в конце концов почему-то предложил американскую модель регулирования агитации: "Я лично неоднократно заявлял, что провести четкую грань между информированием и агитацией невозможно, - сообщил глава ЦИК. - В США нет разделения информирования и агитации, а также нет никаких ограничений на агитацию. Все регулирование агитации должно быть, как в Америке, отменено".
Глава ЦИК пообещал, что в будущем предварительные результаты выборов, благодаря технике, будут поступать в ЦИК намного быстрее. "Надеюсь, через два-три года подведение предварительных итогов будет проходить через 15-20 минут после закрытия избирательных участков в Калининградской области", - заявил Владимир Чуров.
Уже через три часа глава ЦИК сменил милость на гнев: перед началом заседания он сообщил что одна из газет призывает к массовым фальсификациям и будет за это наказана. "Соответствующая полоса газеты будет мною незамедлительно направлена в Генпрокуратуру, а также в миссии международного наблюдения для занесения данного факта в их отчеты, - заявил Чуров. - Мы неоднократно предупреждали о том, что возможны провокации. Но призывов в таком количестве мы не ожидали".
Член ЦИК Майя Гришина в отличие от председателя демонстрировала небывалое миролюбие. Она сообщила о результатах заседания рабочей группы по информационным спорам, которая уже дала заключения по 11 жалобам. Вчера ЦИК утвердил решения группы о том, что телефильмы "Мост над бездной" на Первом канале и "Попасть в пятерку" на НТВ не относятся к предвыборной агитации.
Вчера в вечернем эфире радио "Маяк" глава Центризбиркома завершил богатый на парадоксальные заявления день, сообщив, что критика в его адрес - "это политика". Стоит отметить, что еще утром он несколько раз акцентировал внимание юных слушателей на том, что Центризбирком политикой не занимается в принципе. "Мы ничего нигде не нарушили, мы не имеем такой возможности, - сообщил Владимир Чуров. - Центральный избирательный орган очень уязвим перед законом, перед судом. То есть достаточно осудить за данный не вовремя ответ на письмо, обращение, и это является основанием для лишения статуса члена ЦИК РФ и запрета на дальнейшие занятия в этой сфере. Если бы ЦИК или ее председатель хотя бы на волосок нарушили законодательство РФ, не надо было бы никаких требований об отставке. Решение Верховного суда - и вперед. Поэтому требования о моей отставке - это все политика".