В Думе решают судьбу малых партий

Политические тяжеловесы не желают делить электорат с партиями-карликами, которые могут появиться после законодательного закрепления новых правил создания партий.

Последствия резкого понижения партийного минимума, необходимого для регистрации политической организации в качестве партии, с 40 тысяч до 500 человек, по мнению, лидеров думской оппозиции, могут быть плачевными. "Это начало разрушения существующей политической системы, которая еще и не до конца была построена", - предрекает руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов. А лидер ЛДПР Владимир Жириновский жалеет избирателей, которые на каких-то очередных выборах могут получить бюллетень - простыню с пятью десятками названий партий, которые мало кто знает.

Конечно, критики законопроекта, полагающие, что он возвращает Россию к массовому партийному "самострою" начала девяностых годов, не думают, что в стране опять появятся партии типа любителей пива. Тем не менее коммунисты предлагают все-таки увеличить норму по минимальной численности партий до 10 тысяч.

Однако Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, который уже рекомендовал палате принять законопроект об упрощении регистрации партии в первом чтении, считает, что нужно оставить предложенную президентом норму.

Некоторые критики законопроекта полагают, что он возвращает Россию к массовому партийному "самострою" начала 90-х

"В концепции президента действительно заложено пятьсот", - уточнил руководитель думской фракции "Единая Россия" Андрей Воробьев, заметив, что, "по большому счету, что 500, что тысяча, что пять тысяч - в современном мире, при развитии всех сетевых ресурсов эта цифра не является барьером". "Единороссы", по словам Андрея Воробьева, понимают, что "нас ждет новая реальность". Но волнует их не неизбежный в такой реальности рост политической конкуренции: "важно обеспечить ответственность", чтобы ни в коем случае политическая партия, обладающая довольно высоким статусом, не позволяла себе разжигать национальную рознь, не допускала экстремистских высказываний и "прочей чепухи, которая может очень серьезно влиять на нашу государственность". "Действительно, надо очень крепко подумать, как гарантировать деятельность политических партий в рамках закона и в рамках политической корректности", - заявил вчера Андрей Воробьев, сообщив, что депутаты фракции ищут способы, чтобы, не увеличивая нормы по численности, которая в данном случае мало что решает, "установить фильтр". Воробъев надеется, что и общественные организации смогут предложить "свой взгляд, свое видение на общественный контроль за деятельностью политических партий". Он уверен, что после принятия законопроекта в первом чтении, которое запланировано на 28 февраля, появится множество поправок, которые помогут конструктивно решить вопрос о фильтре. "Наша политическая культура очевидно развивается и то, что могли позволить себе политики в девяностых годах, не будет применяться в нашей сегодняшней жизни, - надеется лидер думских "единороссов", всерьез рассчитывающий на то, "что после принятия подобного закона в нашей стране каждый серьезный общественный деятель может начать политическую деятельность". "Это факт, - заявил Андрей Воробьев, - потому что концепция закона предусматривает по сути отсутствие барьера".

С оптимизмом он смотрит и на межфракционные отношения в самой Госдуме, замечая, как меняется политическая культура, совершенствуется стиль политической работы. В современном парламенте, заметил лидер думских "единороссов", большинство и оппозиция - "это не враги, а носители другого мнения". Поэтому Андрей Воробьев уверен, что придет такой момент, когда и наши депутаты будут состязаться в идеях, а "избиратель будет отдавать предпочтения на основе оценки содержательных идей, комплекса набора идей, а не поддаваться какому-то эпатажу или фантазиям на темы популизма". "У меня нет сомнения, что мы развиваемся в этом направлении и свою работу наша фракция, в частности, строит на этих принципах", - заверил Воробьев. А по поводу разговоров о том, что в самой фракции слышатся высказывания о том, что депутаты, пришедшие в Госдуму из Народного фронта, хотели бы как-то формально определиться, подчеркнув это, заметил: "Наверное, кто-то предполагает, что мы разные, если "единоросс", то на лацкане - один значок условно, а у "народофронтовца" - другой значок". "Но мы исходим из того, что мы под флагом нашей организации шли и участвовали в избирательной кампании и как-то размежеваться не собираемся", - заявил Воробьев.