Компаниям и гражданам, недовольным, как им начислили налоги, штрафы, пени или вычеты, не придется тратиться на судебные разбирательства.
Все претензии сначала будут рассматривать вышестоящие налоговые органы и лишь в крайних случаях - арбитражные суды. С такой инициативой выступила Федеральная налоговая служба, сообщил вчера журналистам заместитель руководителя ФНС Сергей Аракелов.
Предложение по альтернативному обжалованию и урегулированию налоговых споров содержатся в законопроекте, который ФНС уже разработала и отправила на согласование в минфин. Причем речь идет обо всех категориях налогоплательщиков - физлицах, юрлицах и индивидуальных предпринимателях. По предварительным расчетам, новый порядок может заработать с 2014 года. Сейчас обязательный порядок досудебного обжалования споров касается только результатов налоговых проверок, напомнил Аракелов.
И подчеркнул, что для налогоплательщиков новый, максимально доступный и наиболее быстрый, способ разрешения конфликтов будет означать колоссальную экономию времени и средств. Сейчас налоговые споры в судах в среднем занимают от нескольких месяцев до года, и кроме того суды далеко не всегда выносят решения в пользу налогоплательщиков. Если подготовленные ФНС поправки по досудебным процедурам будут внесены в Налоговый кодекс, то сроки рассмотрения конфликтных ситуаций сократятся до 15 дней. Это касается споров по обжалованию ненормативных актов налогового органа, неправомерных действий или, напротив, бездействия налоговых чиновников. Не придется недовольным налогоплательщикам нести и судебные расходы, тратиться на налоговых консультантов и адвокатов.
Если жалоба будет удовлетворена внутри самой системы, то кроме ее написания от граждан ничего не потребуется. "Все уже имеющиеся доказательные документы затребуем сами", - пояснил Аракелов, рассказывая об упрощенном порядке направления жалоб и всех связанных с этим выгодах, особенно для физлиц и малых предпринимателей. Заместитель руководителя ФНС добавил, если при новой системе в перспективе в России до судов будет доходить всего 10 процентов налоговых конфликтов, а не 60 процентов, как сегодня, это станет отличным итоговым результатом. В суды же будут уходить исключительно те налоговые споры, за которыми стоят незаконные схемы по необоснованному уходу от налогов, неправомерному использованию льгот или неразрешимые вопросы методологии. При этом у налогоплательщиков остается годовой срок для обращения в вышестоящий налоговый орган для обжалования вступивших в законную силу решений. Кроме того, у него появится возможность уже не в обязательном, а в добровольном порядке обратиться в ФНС (вторую инстанцию) за пересмотром решений территориальных налоговых органов. Вдобавок граждане смогут обратиться в суд после окончательного вердикта по жалобе непосредственно Федеральной налоговой службой. "Система досудебных споров направлена не только на снижение судебной нагрузки, но и выступает фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, которые в дальнейшем устоят в суде", - отмечает Аракелов.
Отвечая на вопрос журналистов, будет ли ФНС обобщать результаты споров и доводить их до широкой публики, как это делает Высший арбитражный суд, Аракелов заметил, что вопрос информационной открытости пока не стоит из-за сохранения тайны персональных данных. Однако пообещал, что в перспективе на сайте ФНС в "Личном кабинете" сами заявители получат доступ к текстам решений по их жалобам.
Кстати, похвалился Аракелов, действующая уже три года внутри налоговой службы система досудебного урегулирования споров помогает ежегодно уменьшать число обращений в суды на 15-20 процентов. Если в 2010 году в судах было рассмотрено почти 75 тысяч дел юрлиц и 7 тысяч дел индивидуальных предпринимателей, то в 2011 году они сократились соответственно до 60 и 6 тысяч дел. А оспариваемая налогоплательщиками по жалобам ежегодная сумма сократилась за год с 500 миллиардов рублей до 322 миллиардов. Иными словами, конкретизировал Аракелов, сегодня сами налоговики отменяют 40 процентов претензий и 25 из 100 рублей, которые обжалуют налогоплательщики. А с должностными лицами, налоговыми инспекторами, которые некачественно работают и "доводят" людей до справедливых жалоб разбираются отдельно, в процессе служебных расследований, по каждому факту, вплоть до увольнений. Цель такого подхода - исключение необоснованных решений со стороны налоговых органов, качественное налоговое администрирование.
О том, какие выгоды получат от превентивных нововведений сами налоговики, рассказала начальник управления досудебного урегулирования ФНС Елена Суворова. Во-первых, в руках у них появятся инструменты оперативного реагирования на ошибки территориальных инспекции, которые подчас неправильно толкуют отдельные федеральные нормы законодательства, создавая на местах "особые практики". Не исключено, что в таких случаях нормы с "двойным дном", то есть те, которые имеют различную или неоднозначную правоприменительную практику, могут быть пересмотрены минфином. Во-вторых, если граждане получат право двухступенчатого обжалования в вышестоящих инстанциях, по их мнению, неверных решений местных налоговиков, это поможет совершенствованию налогового администрирования.
Кстати, сегодня досудебное обжалование необоснованных решений территориальных налоговых органов в Налоговом кодексе никак не регламентировано. И это в первую очередь, сказывается на сроках подачи апелляций по результатам налоговых проверок в суды. На это сейчас дается до 10 дней. Налоговики предлагают расширить временную конструкцию до месяца. И тем самым отсрочить обращение в судебные инстанции.
Независимые налоговые эксперты, консультанты крупных аудиторских и консалтинговых компаний позитивно оценивают предлагаемые ФНС новшества. По их мнению, это поможет свести на нет еще недавно огромный вал "мелких", формальных налоговых разбирательств в арбитражные суды, но зато сделает более содержательными и прецедентными судебные разбирательства по крупным конфликтам.