Международный оперный марафон, который две недели проходил в Казани на сцене Театра оперы и балета им. М. Джалиля, представил в свой юбилейный тридцатый сезон 10 опер.
Пирамид, пальм, звездной ночи на Ниле, изваяний фараонов и египетских божеств а натуральную величину на декорациях "Аиды" в прогрессивной Европе днем с огнем уже не сыщешь. Так же, как и открыточной белизны Успенского собора в Прологе "Бориса Годунова" Мусоргского. Понять организаторов этого мощного оперного форума можно: Казанский театр оперы и балета ослепительно красив и народ идет сюда за зрелищем, соответствующим его эстетике. Поэтому здесь приветствуется все броское и эффектное как в красках, так и в звуках, а афиша состоит из "ABC-опер" первого ряда.
Но где бы еще найти нового Дзеффирелли, который умело совладал бы с большим стилем, не превратив его в убийственный китч? Подражание великому итальянцу в прошлогодней премьере "Кармен" в постановке хореографа Георгия Ковтуна привело к утомительной танцевальной вакханалии в ущерб смыслу этой трагической истории. А ведь великий Шаляпин вошел в историю не как консерватор стиля, тем более не подражатель, а как его смелый "эволюционер", ниспровергатель штампов. Но в Казани есть все для того, чтобы сделать качественный шаг вперед - нужны лишь новые идеи. Впрочем, Шаляпинский фестиваль позиционирует себя, прежде всего, как фестиваль лучших российских оперных певцов, которые иногда всего за 2-3 репетиции должны ввестись в спектакль, чтобы предстать перед публикой в наилучшем свете.
Сюда приглашают солистов, либо уже получивших, либо набирающих международное признание, а их графики, как правило, расписаны на много лет вперед. В этом году здесь блистательно выступили такие солисты, как Екатерина Семенчук (Амнерис), Екатерина Сюрина (Джильда), Ахмед Агади (Хозе, Радамес), Владимир Мороз (Онегин), Елена Максимова (Розина). Многообещающим дебютом стало выступление Анны Маркаровой с ее могучим драмсопрано в партии Аиды. Партию сына Годунова, царевича Федора блестяще спел контратенор Артем Крутько, показав "высокотехнологичный" вокал, с которым смело может ехать в Европу петь Генделя. Свое "слово" замолвили и звезды прошлого - солисты Мариинского театра Константин Плужников, Виктор Черноморцев, Алексей Стеблянко. Зарубежных звезд здесь бывает намного меньше.
В юбилейном году казанцам безмерно повезло. Кроме Сишенг Йи, спевшей Баттерфляй, в день рождения Шаляпина выдающийся немецкий бас Рене Папе впервые в России исполнил здесь Бориса Годунова в полноценном спектакле. По строгому "шаляпинскому счету" он стал достойным преемником традиции певца-актера, необходимого оперному театру как воздух: настолько пугающе правдоподобно в каждой интонации он сумел показать духовную катастрофу, ад, творившийся в душе русского царя.