В титрах фильма-участника главного конкурса Берлинале "Машина Джейн Мэнсфилд" значатся Российская Федерация и США: продюсером режиссерской работы Билли Боба Торнтона выступила компания Александра Роднянского AR Films.
Фильм производит впечатление театральной пьесы, экранизированной для ТВ, и я с удивлением узнал, что он снят по оригинальному сценарию самого Торнтона и Тома Эпперсона. Как рассказывает режиссер, в Америке было трудно найти финансирование для его проекта: "Все нынешние картины - о голых подростках-вампирах и о манекенщиках в костюмах гладиаторов. Я мог бы на это долго сетовать, но вместо жалоб решил сам написать сценарий и снять фильм. Получилась история чисто американская и английская, но деньги на нее дали русские, и это прекрасно". Фильм, по его словам, обошелся миллионов в 12-15.
Как рассказывает Александр Роднянский, он увидел в сценарии Торнтона нечто такое, что отсутствует в русских фильмах, - "индивидуальную историю, которая рассчитана на эмоциональный контакт с аудиторией". Исполнитель одной из ролей Джон Херт говорил ему на съемочной площадке, что знает, почему русскому продюсеру понравится сценарий, - "потому что это совершенно чеховская пьеса".
На мой взгляд, с Чеховым сценарий Торнтона сближает только одно обстоятельство: оба автора используют огромное количество диалогов. "Машина Джейн Мэнсфилд" - в высшей степени разговорная драма с высекающими в зале смех, не без "черного юмора" диалогами. Ее герой Джим Калдуэлл узнает о смерти бывшей жены, когда-то бросившей его ради англичанина Бедфорда. От обоих ее браков есть взрослые дети. Бедфорд привозит прах в ее родную Аризону, и в богатом поместье Калдуэлла таким образом воссоединяются две враждебно настроенные друг к другу семьи. Фильм живописует сшибку поколений, осложненную непростыми судьбами героев: один горел в самолете над Вьетнамом, другой был военврачом, третий служил в британском флоте, четвертый - хиппи-пацифист. Все много спорят о вьетнамской войне (действие происходит в 1969 году), и все обожают смотреть на автокатастрофы. Как признается Билли Боб Торнтон, это пристрастие осталось у него с детства, когда отец брал крошку-сына смотреть на то, что осталось от расквашенных машин и их пассажиров. Образ, который воплощает Роберт Дюваль, во многом списан с отца Торнтона.
Для непосвященных в историю Голливуда встает естественный вопрос: кто такая Джейн Мэнсфилд, которая так и не появилась в фильме живьем. Это голливудско-бродвейская секс-бомба 50-х, актриса и певица, которой даже собирались заместить Мерилин Монро. Ее карьера оборвалась в июне 1967 года, когда машина на полном ходу влетела в трактор.
Картина Торнтона замкнута в основном в интерьерах поместья и лишь иногда выходит на пленер, чтобы полюбоваться катастрофой и ее последствиями, а также выставленной в музее машиной Джейн Мэнсфилд. Просчитать возможный зрительский успех этого малобюджетника трудно, но актерские силы в нем серьезные: Роберт Дюваль, Джон Херт, Кевин Бэйкон, Фрэнсис О Коннори и сам Билли Боб Торнтон.
Фестивальная пресса картину приняла кисло. "Старомодной, астматической и схематичной" назвал картину журнал Variety, иронически описывая претензии Билли Боба Торнтона создать комедию на стыке культур и дисфункциональных страхов, переполненную подтекстами, связанными с дискуссиями времен Вьетнамской войны. Журнал отмечает, что, хотя по сюжету все герои фильма связаны родственными узами, между ними не ощущаешь семейных контактов. Все борения чувств, все споры принадлежат прошлому и вряд ли найдут отклик в зрителях за пределами США. Screen дипломатично ограничился пересказом сюжета, но выставил картине оценку 2. Оценки 2,1 ("посредственно") фильм удостоился и в рейтинге, где свое мнение высказывают критики из Германии, США, Великобритании, Бразилии и Дании.
Заметным событием последних дней стал приезд в Берлин, сразу после вручения премии Британской киноакадемии BAFTA, исполнительницы роли Маргарет Тэтчер в фильме "Железная леди" Мерил Стрип. Во вторник актриса приняла еще одну почетную награду - "Золотого медведя" за вклад в киноискусство. Прошла берлинская премьера "Железной леди", фильм сняла Филлида Ллойд, уже работавшая с Мерил Стрип на мюзикле "Мамма миа".
Знающие люди сетуют, что в картину не вошли лучшие страницы деятельности Тэтчер на посту премьер-министра Британии - ее накаленные споры с Михаилом Горбачевым. Железную леди здесь считают главной интеллектуальной силой Запада, противостоявшей коммунистическому режиму. Это она, напоминает бывший корреспондент АВС в Лондоне Уолтер Роджерс, раньше других проторила пути к переговорному процессу и заявила: "Мне нравится мистер Горбачев, мы можем иметь с ним дело!". Успех, который был достигнут в те годы, считается ее заслугой. Но этого в фильме нет, как, впрочем, и многого другого.
"Железная леди" сделана по лекалам плохого "байопика". Мы видим полуразрушенную возрастом женщину, которой кажется, что ее давно умерший муж - где-то рядом. Она предается воспоминаниям о своем папе - владельце бакалейной лавки, о юности, о том, как встретила молодого бизнесмена Дэниса Тэтчера, о первых успехах на политическом поприще в конце 50-х. А в 1975 году, преодолев засилье политиков-мужчин, она уже возглавляла партию тори, в 1979 году став премьер-министром. Вот так, неспешно и подробно, фильм пересказывает жизнь легендарной англичанки, время от времени возвращаясь к ней, уже пораженной старческим маразмом.
Таким образом, политике в жизни политика фильм почти не уделяет внимания - авторов интересует Тэтчер как человек и как женщина. Это стандартное заблуждение многих создателей байопиков: на самом деле человека от дела его жизни отделить невозможно. Из героини словно вынули пружину - все время не хватает чего-то важного, сущностного, решающего. Того, что сделало Маргарет Тэтчер уникальной не только у нее на родине, но и в мире. Вышла просто история страдающей от слабоумия пожилой вдовушки, предающейся лучезарным воспоминаниям, - согласитесь, это мимо всех зрительских ожиданий.
Разумеется, огромный талант Мерил Стрип делает свое дело. Это актриса, которая не умеет играть плохо, и она одним своим присутствием на экране делает роль значительнее и умнее. Она сумела войти в плоть своей героини, стать на нее невероятно похожей - стать ею. Поэтому премия BAFTA вручена ей по заслугам, и много шансов, что ее не обделят вниманием и на церемонии "Оскара". Но фильма о Маргарет Тэтчер мы так и не дождались.