Светлана Кравчук: В системе ОМС предусмотрена компенсация расходов на покупку лекарств

Если вам приходится покупать лекарства для близких людей, которые лежат в больнице, медучреждение должно возместить эти расходы.

Об этом сообщила вчера начальник управления организации обязательного медицинского страхования Федерального фонда ОМС Светлана Кравчук на "горячей линии" с читателями "РГ". Посвящена она была защите прав пациентов. В каких случаях людям положены платные, а в каких - бесплатные медицинские услуги? Что делать, если врач не оказал помощь? Звонки шли со всей страны.

Светлана Георгиевна, так когда нас все-таки избавят от необходимости покупать лекарства для больных в стационарах?

Светлана Кравчук: Второй год идет программа модернизации здравоохранения, в рамках которой выделяются дополнительные средства на лекарственные препараты, на расходные материалы для проведения исследований, для внедрения стандартов оказания медицинской помощи.

 
Видео: Сергей Минабутдинов

О том, что есть положительные сдвиги, говорит статистика - число жалоб на лекарственное обеспечение в стационарах снижается. В прошлом году на это жаловались 8 процентов от числа всех обратившихся в фонд. Годом ранее было 10,5 процента, а еще раньше 13,5. Но проблема есть, мы это понимаем. И планируем увеличить средства на закупку лекарств для больниц.

И все-таки хочется понять, если в больнице нет нужных лекарств, и человек вынужден покупать их сам - это нормально или такие расходы пациентов должен кто-то компенсировать?

Светлана Кравчук: В системе ОМС, если медикаменты положены по данному заболеванию и были назначены, но человек их приобрел самостоятельно, он может претендовать на компенсацию средств . Конечно, при наличии подтверждающих документов.

Насколько реальна вероятность возврата денег?

Светлана Кравчук: Реальна. Есть конкретные факты когда люди обращаются, в том числе и к нам, в Федеральный фонд ОМС, мы направляем эту информацию в страховые компании в территориальные фонды, держим эти вопросы на контроле. Когда получаем ответы, проверяем, непосредственно обращаясь к застрахованным лицам - действительно ли решился вопрос или нет. Как правило, людям возвращают деньги. Медицинские организации делают это в досудебном порядке.

Чтобы получить деньги назад, какие документы надо иметь на руках? Рецепты?

Светлана Кравчук: Рецепт, конечно, стационар не дает, там дается рекомендация - что необходимо. У человека обязательно должны быть на руках чеки, подтверждающие, что препарат был куплен в аптеке - в такие-то сроки и по такой-то цене. В истории болезни обязательно должна быть запись о том, что человеку необходимо это лекарство, и что его нет в наличии в учреждении.

За получением компенсации человек может обратиться в больницу, для лечения в которой были куплены медикаменты. И если она откажется в досудебном порядке возвращать средства, то - в страховую медицинскую компанию, выдавшую ему медполис. Ее номер телефона всегда написан на полисе. Страховая медорганизация стала главным адвокатом для пациентов, и она займется решением проблемы.

Полную версию "Горячей линии" читайте в одном из ближайших номеров "РГ"