Митингующим киргизам запретили приближаться к стратегическим объектам

На днях в парламенте Киргизии с минимальным перевесом "за" были приняты поправки в закон "О проведении мирных собраний".

Обсуждение их разделило депутатский корпус на два лагеря. Одни народоизбранники считают законопроект шагом на пути к демократии. Другие уверены: данный норматив создаст пикетчикам тепличные условия, и они будут митинговать до бесконечности, будь то отключение электричества или смещение с должности очередного чиновника.

Ярая противница продвижения законопроекта Ирина Карамушкина призвала своих коллег одуматься.

- Они (митинги) никогда не прекратятся, - заявила она. - У нас народ привыкнет к тому, что, выйдя на площадь, можно своего добиться. А так не должно быть. Мы не можем людям создавать условия для митингов.

Ее поддержал Эркинбек Алымбеков. По мнению последнего, либеральным отношением власти к пикетчикам могут воспользоваться различные сомнительные личности. А возможно, и криминальные, деструктивные элементы. Да и разленились люди. Лучше "кетсин" прокричать, чем работать.

Согласно документу, участникам акций протеста запрещено подходить к стратегическим объектам ближе, чем на 50 метров. Надо сказать, что подобные поправки уже пытались ввести в жизнь - после "тюльпановой революции". Тогда эта инициатива была встречена многими общественными деятелями в штыки. Но к 2012 году, похоже, граждане устали от бесконечных митингов и пикетов и совсем не протестуют против предлагаемых мер.

Киргизия уже привыкла, что каждый день начинается с известия и митинге в том или ином регионе. Хоть два человека, но протестуют. Пикет - своеобразная постреволюционная достопримечательность страны. И пока парламентарии думали о том, что же делать с новой народной забавой, в Киргизии профессия "пикетчик" стала пользоваться популярностью.

19-летний Улан приехал из отдаленного села Иссык-Кульской области. В мертвый сезон в этой курортной зоне работы нет, вот парень и подался в столицу, где без образования и опыта работы, конечно же, его никто не ждал. Так и перебивался поденщиной, пока не подвернулся солидный, по его меркам, заработок.

Улана "завербовали" в пикет на рынке. Подошли двое. Спросили: не хочет ли он заработать? Улан поинтересовался, что нужно делать. Его успокоили: ничего криминального. Просто в определенное время постоять с плакатом возле "Белого дома". За три часа работы - 150 сомов, а если приведет с собой друзей, то за каждого еще по двадцатке накинут.

- Они спросили у меня телефон, - рассказал Улан корреспонденту "РГ". - Звонят сами. Их номер у меня не определяется. Мне сказали, чтобы я ничего не боялся. Главное, кричать погромче, но в стычки с милицией не вступать. А если случится, что меня задержат, обещали "отмазать". А за кого кричать, мне, честно скажу, все равно. Лишь бы деньги пла-тили.

По словам Улана, он уже участвовал в 20 или 25 акциях протеста. Он также поведал, что особенно хорошо на контакт идут студенты. В день зарабатывают по 500 - 600 сомов. А если митинг резонансный - то и больше.

Некоторые участники акций протеста рассказали корреспонденту "РГ", что в Киргизии уже начали создаваться некие фирмы - организаторы забастовок. Дело поставлено на поток. Хочешь организовать пикет? Без проблем, только плати!

По разным данным, на организацию одной акции с участием 10 человек уходит примерно 6-7 тысяч сомов. В стоимость входят и плакаты. В общем, не так уж и дорого. Но в силу того, что акции протеста в Киргизии проходят часто, организация митингов - занятие прибыльное.

Согласно официальной статистике, в прошлом году в митингах только по поводу кадровых назначений и отставок приняло участие более миллиона человек. А спецслужбы, в свою очередь, утверждают: на площади у Дома правительства всегда дежурят насколько "нужных" людей - представители фирм, организующих пикеты. Их владельцы имеют выход на властные структуры, которые подключаются в определенный момент, чтобы создать видимость эффективности пикета. Эта услуга тоже, говорят, платная. Цена колеблется в зависимости от высоты чина, готового отреагировать на недовольство граждан.

Иногда, впрочем, и не нужно привлекать людей со стороны. Так чаще всего случается, если акция направлена на поддержку того или иного бывшего или действующего чиновника. Здесь в пикет выходят родственники или земляки деятеля. А их у большинства чиновников, как правило, много.

В пикетах, посвященных кадровым вопросам, все чаще появляются и рядовые сотрудники госструктур. Даже те, кому, казалось бы, митинговать не положено. Так, драка за портфели уже оборачивалась акциями протеста работников милиции, прокуратуры и пенитенциарной системы. В пикеты выходили и сотрудники спецслужб. Последние, правда, в связи с преследованием их коллег, которых новые власти обвинили в поддержке старых.

В 2012 году самые громкие акции протеста пока проходили на юге страны. В Баткенской области Киргизии люди митинговали в поддержку губернатора Арзыбека Бурханова, которого отправили в отставку.

комментарий

Марат Казакбаев, политолог

- Ситуация с митингами в республике доходила бы до смешного, если бы, конечно, все не было так печально. Почему? А что значат для жителей Киргизстана митинги? Народ сейчас считает, что именно таким образом можно добиться справедливости и (или), признания его правоты и прав на какие-то блага. Ведь даже в случаях, когда участники манифестации понимают, что действия властей адекватны и справедливы, признаваться в этом они спешить не будут. Скорее - примутся упрямо называть белое черным и наоборот. Это в крови у нашего народа.

Другая причина "митинговщины" - отсутствие доверия и уважения к власти. Она стремится угодить всем, но это при всем желании не удастся. На мой взгляд, власти важно работать с населением. Разъяснить, что людей используют как подопытных кроликов, бросая по 100 сомов. Вот что нужно. Подключать аксакалов, чтобы мудрости молодежь учили. А пока этого не произойдет, к "митинговщине" будут прибегать толстосумы, далекие от политической этики.