В Киргизии не одобрили поправки к закону о похищении невест

Уголовная ответственность за похищение девушек в республике значительно мягче наказания за скотокрадство.

Парламент Киргизии большинством голосов отклонил разработанные группой депутатов поправки, ужесточающие ответственность за воровство невест. Законодателям предлагали приравнять брак умыканием к похищению человека. Но, согласно логике парламентского большинства, преступления не равнозначны.

Голосование, как считают разработчики поправок, показало: парламент де-юре светского государства пребывает под влиянием традиционализма. Впрочем, как признают те же законодатели, древний кочевой обычай все чаще сводится к банальному криминалу. "Женихи" из глубинки нередко воруют невест только затем, чтобы оставить их ухаживать за престарелыми родителями, а самим уехать за рубеж на заработки.

Похищение "по ошибке"

24-летняя бишкекчанка Асель (имя по желанию респондента изменено) воспитывалась в строгих мусульманских традициях. Около полугода назад вышла замуж за молодого человека из столь же религиозной семьи. А через несколько месяцев Асель была похищена на улице среди бела дня.

- Я работала в банке в трех кварталах от дома, поэтому часто ходила пешком, - рассказывает Асель. - В тот день было светло и людно. Примерно на середине пути я заметила, что за мной на небольшой скорости следует машина. Внутри сидели трое, включая водителя.

Когда Асель сворачивала в собственный двор, из иномарки выскочили два молодчика, девушку скрутили и бросили на заднее сиденье. Ее увезли в пригород Бишкека и заперли в небольшой комнате, где похищенная провела четыре дня.

- Спала на сваленных на пол матрасах, меня почти не кормили, - рассказывает она. - Много раз пыталась объяснить, что замужем, показывала кольцо. Но они не понимали по-русски, а я не владею киргизским. Потом привели местного муллу. Он сразу все понял и объяснил, что эти люди ошиблись.

"Ошибка" обошлась Асель дорого. За несколько дней близкие списали похищенную со счетов. От девушки отреклись из-за позора, который она якобы навлекла на семью, и выставили на улицу. Приют пострадавшая нашла у подруги. Сегодня с ней работают психологи одного из кризисных центров города. В органы милиции по факту похищения девушка не обращалась, поскольку убеждена, что милиция не поможет.

"Женихи" с большой дороги

- В наши центры ежедневно приходят несколько девушек, пострадавших от преступной практики умыкания невест, - рассказывает глава одной из общественных организаций Бонур Абдиева. - Мы консультируем их по юридическим вопросам. Но статья Уголовного кодекса о похищении в их случаях не работает. Согласно законам, похититель девушки будет нести даже меньшую ответственность, чем скотокрад. За воровство барана или коровы могут приговорить к 11 годам лишения свободы, а за умыкание невесты - к трем. Да и довести дело до суда очень сложно. Во многом из-за того, что девушки сами не обращаются с заявлением в милицию, боясь позора.

- В глубинке девушки, получившие традиционное воспитание, чаще относятся к похищению как к данности, - утверждает психолог Нина Казакова. - Такой поворот событий, конечно, носит травмирующий характер, однако они понимают, что вернуться в родительскую семью уже не смогут, и начинают приспосабливаться к жизни в новой. Тяжелее всего приходится девушкам, которые воспитывались и живут в городах. Для них похищение может иметь самые тяжелые психологические последствия.

- Нередко похищения сопровождаются изнасилованиями и заканчиваются суицидами, - утверждает председатель Ассоциации кризисных центров Киргизии Александра Елиференко. - Но общество относится к ним терпимо, многие продолжают романтизировать это явление, представляя, что обряд совершают влюбленные, которые хотят быть вместе вопреки воле родных. Но ведь это далеко не так. По данным наших исследований, 25 процентов браков в Киргизии совершаются после похищения и против воли женщин. Это особенно характерно для сельской местности.

Умыкнули половинку

По данным других общественных организаций, статистика еще более удручающая. Путем похищения, как уверяют неправительственные эксперты, в сельской местности заключается каждый второй брак.

- Больше половины браков, где под венец девушка попадала не по своей воле, распадаются, - заявил "РГ" омбудсмен Киргизии Турсунбек Акун. - В таких семьях часто происходит насилие. Поэтому 2012-й мы объявили Годом борьбы с кражей невест. Уже несколько месяцев активно разъясняем в прессе, что похищение девушек - не обычай, а преступление, открыли горячую линию в аппарате омбудсмена. В результате этого четырех девушек уже удалось спасти. Для большей эффективности надеюсь на помощь правоохранительных структур. В МВД должна действовать спецгруппа, которая по первому же вызову выезжала бы на место преступления и помогала жертве. И, конечно же, необходимо, чтобы наказание за кражу невесты стало жестче.

Алексей Немых, этнограф, доцент кафедры истории и культурологии КРСУ:

- У кочевников издревле существовал этот обряд. Конкретную дату его зарождения никто не назовет. Но известно, что когда Чингисхан в молодости попал в плен и был продан в рабство, его жена - Бартэ - досталась победителю. И когда Чингисхан бежал из плена, он не наказал свою жену, а вернул обратно. Этот эпизод показывает, что к похищению женщин кочевники тогда относились как к данности, что обусловлено локальностью проживания групп людей. А для того, чтобы не случилось незапланированного инцеста внутри группы, всегда необходим был приток свежей крови. То есть смысл у обряда был чисто прикладной.

В Киргизии до ее присоединения к России женщин тоже оценивали как трофей. Но сегодня, конечно, данный обряд не имеет прежнего смысла, хоть и распространен в сельской местности, где из-за экономического фактора он, видимо, еще долго будет бытовать.

Суюнбек Мунайтбасов, старший следователь главного следственного управления МВД Киргизии:

- Ответственность за похищение невест прописана в двух статьях Уголовного кодекса республики. За "принуждение к вступлению в брачные отношения лиц не старше 16 лет" предусмотрено наказание от двух до семи лет лишения свободы. За "принуждение женщин к вступлению в брак" преступнику светит три года лишения свободы. По первой статье за 2011 год в правоохранительных органах республики было заведено 11 уголовных дел. Из них в суд попали шесть. Пять были приостановлены в связи с розыском обвиняемого или невозможностью установить его личность. По второй статье в производстве органов МВД в прошлом году находилось 20 дел. Из них шесть были приостановлены в связи с розыском или неустановленной личностью преступника. То есть больше половины дел, которые мы расследуем, так или иначе отправляются в суд. Но самая большая проблема в том, что лишь немногие пострадавшие обращаются к нам с заявлениями.

Горячие линии:

Аппарат омбудсмена Киргизии: (0312) 66 -31- 41, (0550) 05-30-30

Кризисный психологический центр для женщин и семьи "Сезим", город Бишкек: (0312) 51-26-40, (0312) 31-29-09

Кризисный центр "Шанс", город Бишкек: (0312) 43-53-01

Кризисный центр "Мээрбан", город Ош: (03222) 4-96-74, (0779) 23-13-28

Кризисный центр "Тендеш", город Нарын: (03522) 5-02-70

Кризисный центр "Алтынай", город Чолпон-Ата: (03943) 6-26-69

НПО "Лидер", город Кара-Кол: (03922) 23-03-31