Эксперт: Главная проблема аэрокосмической отрасли - нехватка кадров

Сейчас любят обсуждать, почему падают наши спутники, срываются запуски ракет и вообще что за болезнь одолела российскую ракетно-космическую отрасль. Версий много, но я считаю, что главная проблема этой высокотехнологической отрасли - кадровая.

В девяностые годы, когда заводы оборонной промышленности едва сводили концы с концами, система подготовки кадров полностью разрушилась. В итоге выпало целое поколение специалистов. Сейчас у нас есть категория мастеров высочайшей квалификации, которым за шестьдесят, и они уже отходят от дел, и есть молодые специалисты, которые пока не достигли требуемого уровня. А связующей середины нет.

В советское время на оборонных предприятиях была жесткая система подбора кадров. Мы заказывали вузу подготовку специалистов, они приходили по распределению на предприятие, и затем три года их доучивали и переучивали. Только после этого молодой специалист начинал реально работать. Эта система развалилась, а другую сформировали не все.

Сегодня у предприятий нет этих трех лет на "перевоспитание": сразу нужен специалист определенной квалификации на определенный объем работы. Поэтому если руководители предприятий понимают, что необходимо двигаться вперед, то надо не жаловаться на низкий уровень выпускников вузов, а включаться в процесс подготовки кадров. Начинать приглядывать себе студентов со второго-третьего курсов, приглашать их на практику и готовить "под себя". Недавно я с одним из вчерашних студентов, подготовленных таким образом, приехал на космодром - на запуск ракеты, в создании которой участвовали наши специалисты. И этот парень показал себя таким докой в ракетостроении, что командующий космическими войсками заявил: "Нам очень нужны такие профессионалы". Пришлось отбивать парня: нам самим нужны хорошие инженеры. Вскоре он стал на предприятии заместителем главного конструктора.

Есть еще одна загвоздка: дать теоретические знания человеку проще, чем добавить ему опыта. В двух из пяти случаев неудачных стартов последних лет причиной явились дефекты двигателей - то есть некачественная работа при сборке. Когда делаешь одну ракету в год, не появляется профессионализм, навыки, доведенные до автоматизма. У рабочих тоже произошел разрыв поколений: не стало токаря, работающего на уровне интуиции, сварщика, работу которого можно было не проверять рентгеновской установкой...

Еще одно решение, которое поможет изменить ситуацию, и не только в космической отрасли, - это повышение престижа рабочих специальностей. Очень важно не ограничиться лозунгами типа "Рабочий - это звучит гордо", а заниматься модернизацией производства. Ведь стоит задача не просто создать 25 миллионов рабочих мест, а мест современных. Сегодня большинство из них - прошлый век. Если мы намерены оставаться первой космической державой, вернуть лидерство в машиностроении, ситуацию надо менять. Когда работать предложат не кувалдой и за это будут платить приличную зарплату, молодежь не придется агитировать.