Небывалое количество приговоров к высшей мере наказания - пожизненному сроку заключения - вынесено Свердловским областным судом в 2011 году.
По данным пресс-службы судебного ведомства, таких приговоров в регионе в прошлом году было десять.
Для сравнения: за весь 2008 год на Среднем Урале суд только трижды принимал решение о пожизненном заключении. Как уточнили в пресс-службе, все пожизненно осужденные были убийцами, примерно в половине случаев - серийными насильниками и убийцами детей. Среди наиболее громких дел - процесс над педофилом из Режа Анатолием Баянкиным, признанным виновным в изнасиловании и убийстве с особой жестокостью пятилетней девочки (тело ребенка обнаружили в колодце). До конца своих дней пробудет в неволе и насильник из Серова Вячеслав Гибович: на протяжении пяти лет он похищал детей, издевался над ними, а потом убивал. Последнее в 2011 году решение о пожизненном заключении вынесено судом в отношении жителя Нижней Туры Александра Зверева, убившего четырех человек.
Рост числа пожизненных приговоров - не только уральская тенденция. В конце 2010 года департамент статистики Верховного суда сообщал о пятикратном увеличении выносимых в России решений о высшей мере наказания. Следователи считают, что это вызвано заметным ростом числа преступлений, совершенных с особой жестокостью.
- Конечно, тяжкие преступления совершались всегда. Но все чаще преступники выбирают жертвами невинных малышей или, чтобы скрыться, убивают всех подряд, демонстрируя, что для них ценность человеческой жизни - ничто. Это не может не сказываться на строгости приговора, выносимого судом, - говорит руководитель пресс-службы СУ СКР по Свердловской области Александр Шульга.
По мнению экспертов из судебного ведомства, рост количества пожизненных приговоров напрямую не свидетельствуют о тенденции резкого ужесточения судебных решений. По утверждениям специалистов, цифры говорят только об адекватной и неминуемой каре за совершенное преступление.
- Очень многое зависит от ситуации: сколько времени велось расследование, когда дело передали в суд, как долго шло разбирательство. Особо тяжкие преступления обладают большой латентностью, на их раскрытие уходят годы. Поэтому говорить о каких-то конкретных тенденциях нельзя, - уверен судья с 24-летним стажем доктор юридических наук Василий Бозров. - Мы все чаще слышим о совершении громких, кровавых преступлений. Потому-то чаще звучат предложения об ужесточении законодательства по некоторым статьям, в частности, по педофилии и наркоторговле. Я неоднократно бывал в составе суда, когда приговаривали к смертной казни, и до сегодняшнего дня нисколько не сожалею, что эти вердикты приведены в исполнение. Конечно, превентивное значение имеет любое наказание, но в большей степени приговор - это кара за совершенное преступление. И коли преступление совершено на земле, на земле преступник и должен ответить за него.