В этом году завершатся работы по благоустройству площадей у Ярославского, Ленинградского, Казанского, Павелецкого и Киевского вокзалов.
Как они изменятся, выяснил корреспондент "РГ".
Всего в Москве - 9 действующих железнодорожных вокзалов плюс Брежневский, или Правительственный вокзал (изолированная от посторонних железнодорожная станция, построенная в 1974 году для обслуживания поездов руководства СССР и входящая в инфраструктуру Курского отделения Московской железной дороги). Каждый год со столичных вокзалов отправляется 150 млн пассажиров.
Некоторые перемены их начавшейся реконструкции уже видны. По крайней мере на площади Трех вокзалов, где приступили к "зачистке" территории.
Сразу после того, как власти Москвы передали в аренду РЖД (за один символический рубль) земли, прилегающие к столичным вокзалам, первым делом начали освобождать от злачных мест именно Комсомольскую площадь. Там между Ярославским и Ленинградским вокзалами был базар, известный в народе как "крест", где торговали всем: от пирожков "с котятами" до фальшивых "Ролексов" за 150 рублей. Его пустили под снос, а на освободившейся площади поставили памятник Георгию Победоносцу и фонтан со скамейками.
- Нам говорили: сделаете тут фонтан - в нем бомжи будут купаться, - рассказывает начальник сектора коммуникаций дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Дмитрий Писаренко. - Но никто не купается, и бродяги разбрелись. Для них больше нет "кормовой базы".
Практически все привокзальные площади уже очищены от стихийной торговли. Перед Киевским, Павелецким и Ленинградским вокзалами уложена брусчатка. К весне здесь разобьют газоны и скверы, подходы оснастят пандусами и тактильной плиткой для слепых.
Кроме того, у каждого вокзала появится свой герб. Возле Казанского, со стороны Царской башни, установят памятник железнодорожникам, а перед Павелецким предлагается установить паровоз. Чтобы опустил монетку в автомат - и он качнулся, загудел. На Ленинградском вокзале обещают к лету восстановить царские покои, где отдыхал с дороги император.
Чтобы навести порядок на привокзальных площадях, надо было убрать отсюда таксистов-бомбил.
- Сейчас у Ярославского и Ленинградского вокзалов обустроено три парковки, где опробована новая концепция размещения автотранспорта, - рассказал Писаренко. - Раньше машины парковали где придется, в 2-3 ряда. Свободные места занимали "бомбилы". Сегодня здесь, как в аэропортах, установлены шлагбаумы, кассоматы, камеры видеонаблюдения. Организована линия для краткосрочной посадки-высадки пассажиров. Личные машины подъезжают в порядке живой очереди и первые 15 минут могут стоять бесплатно. Дальше действует выдавливающий тариф - 250 рублей в час. Некоторые возмущаются: почему так дорого? Но, по-моему, четверти часа вполне хватит, чтобы выгрузить багаж и расцеловаться с отъезжающими. Так во всем мире. А у нас можно отъехать на 30 метров к зданию таможни - там стоянка стоит 50 рублей в час.
С 1 марта по такому же принципу заработает парковка возле Киевского вокзала. Еще одна - двухъярусная, на 450 мест, - строится у Казанского вокзала со стороны Новорязанской улицы. Машины на парковках охраняются, тут даже действует система распознавания номерных знаков. Всего возле вокзалов появится больше тысячи машиномест.
Сергей Абрамов, начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД:
- Наша главная задача - создать комфортные условия для пассажиров. До конца 2013 года планируем завершить первый этап комплексной реконструкции московского узла. Все вокзалы будут оборудованы передовыми системами оповещения, навигации, эскалаторами, лифтами, современными санитарными комнатами, душевыми, медпунктами. Будут преодолены проблемы, с которыми сейчас сталкиваются инвалиды.
Железнодорожные вокзалы станут полноценными транспортно-пересадочными узлами. Вместе с метрополитеном начнем обустраивать территории в местах примыкания вокзалов и входов на станции метро. Увеличится парковочное пространство. Модернизация преобразует московские вокзалы в современные объекты социально-экономической инфраструктуры. Скоро здесь можно будет купить практически все, что продается в крупных торговых центрах. Для этого мы привлекаем к сотрудничеству сетевые компании. Уже на всем Мосузле действует сеть Wi-Fi. Скоро вернутся автоматические камеры хранения, которые были в советское время, но, конечно, в современном исполнении. Вообще вокзалы следует воспринимать не только как огромный зал ожидания, но и как место, где можно провести досуг. Поэтому тут проводятся выставки, концерты, спектакли.
Очень важный вопрос - безопасность пассажиров. Для этого внедряется интегрированная комплексная система безопасности (ИКСБ), к которой подключены 5 тыс. камер видеонаблюдения с разных вокзалов страны. В случае возникновения нештатной ситуации оператор из ситуационного центра сможет организовать и скоординировать работу всех служб.
- Так как вокзалы сейчас позиционируются как полноценные транспортно-пересадочные узлы, идут разговоры о создании там вертолетных площадок и авиатакси, на котором пассажиры смогут быстрее добраться, например, до аэропорта, - говорит начальник сектора дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Дмитрий Писаренко. - Этими площадками смогут пользоваться и аварийно-спасательные службы. Вопрос обсуждается, поскольку время диктует новые требования к перевозкам. Но пока говорить о каких-то конкретных сроках реализации этой идеи не приходится, поскольку не решен главный вопрос - не регламентировано передвижение в воздушном пространстве Москвы.