16.02.2012 23:41
    Поделиться

    Конфликт вокруг ФГУП "Фирма Мелодия" снова активизировался

    Завершается противостояние вокруг редчайшего собрания музыки самой знаменитой рекорд-компании страны

    Пятилетний конфликт вокруг приватизации унитарного предприятия ФГУП "Фирма Мелодия" (прежде - Всероссийская фирма грамзаписи "Мелодия") вступил в новую фазу. В декабре прошлого года госпредприятие получило распоряжение Росимущества о том, что до марта 2012 года ( в трехмесячный срок) должно зарегистрироваться в открытое акционерное общество. После этого "Фирма Мелодия" будет выставлена на продажу. При этом в распоряжении говорится, что фонотека " Мелодии" - это около 90 000 аналоговых лент и 130 000 грампластинок советского времени перейдет в ведение Росархива.

    Что станет с редкими записями практически всех значимых солистов, оркестров, опер, балетов, а также звезд эстрады и джаза начиная с середины ХХ и не будут ли они утрачены в результате приватизации?! Эти вопросы пять лет, с тех пор как правительство включило "Мелодию" в приватизационный план, тревожили деятелей культуры, меломанов, да и самих композиторов, дирижеров, музыкантов, вокалистов. Прокомментировать ситуацию "Российская газета" попросила его главных действующих лиц.

    Как правило, на торги выставляются убыточные предприятия - "Фирма Мелодия" находится в таком же состоянии?

    Андрей Кричевский, гендиректор "Мелодии": До июня 2011 года именно в таком состоянии "Фирма Мелодия" и находилась. Предприятие не вело свою основную деятельность, практически свернуло издание новых дисков, дистрибуция ранее выпущенных дисков хромала на обе ноги. От аренды здания на Тверском бульваре, дом 24, поступали смешные деньги, в особенности по сравнению с рыночными ставками аренды подобных помещений. Но удалось в корне изменить ситуацию. Сегодня "Мелодия" является эффективным и прибыльным предприятием, выстроена эффективная система дистрибуции, как в России, так и за рубежом. Правда, очень не хватает своей студии. Приходится при выпуске новых проектов арендовать чужие студии. Это особенно обидно с учетом того, что в фирме работают блестящие звукорежиссеры и звукотехники. Но мы надеемся уже в ближайшем будущем запустить свою звукозаписывающую студию.

    Почему вы против приватизации "Мелодии"?

    Андрей Кричевский: Беда в том, что в предложенном распоряжением Росимущества формате уже не будет существовать звукозаписывающей компании "Фирма Мелодия". Будет ОАО "Фирма Мелодия" с офисными помещениями и набором офисной и бытовой техники. А фонотека ляжет мертвым грузом в Росархиве, который выпуском звукозаписей не занимается.

    Какой выход из ситуации вы видите?

    Андрей Кричевский: Мы хотим вернуться в ведение Минкультуры России. Это правильно и с исторической точки зрения - "Фирма Мелодия" всегда подчинялась Минкультуры. Да и с точки зрения нашего участия в реализации государственной политики в сфере культуры. Хочется, чтобы "Фирма Мелодия" выпускала шедевры нашей национальной музыкальной культуры и в будущем, а судьба фонотеки оставалась в наших руках. Отцифровывая ее, мы сейчас проводим детальную инвентаризацию: определяем степень износа, а в случае необходимости - умеем реставрировать старые пленки.

    официально

    Вчера в Росимуществе "РГ" сообщили, что приватизация госпредприятия "Фирма Мелодия" приостановлена. По словам пресс-секретаря Александра Комарова, в "пожарном порядке" ее проводить не будут. А аргументы трудового коллектива и руководства компании о том, что при передаче в Росархив может пострадать богатейшая фонотека - требуют дополнительного анализа. Государство в таком исходе не заинтересовано. Более того, распоряжение территориального управления Росимущества по г. Москве от 5 декабря 2011 года , в котором прописан механизм приватизации, обсуждался в январе 2012 года на совещании в минэкономразвития. Сейчас в Росимуществе ждут предложения от министерства культуры. Но в том, что в конечном итоге "Мелодия" будет выставлена на торги, не сомневаются. "Решение о приватизации принято правительством, сейчас речь идет о поиске оптимальных механизмов его исполнения", - подчеркивают в ведомстве.

    компетентно

    Борис Леонтьев, гендиректор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса:

    - Проблема произведений искусства советского периода , исключительными авторскими правами на которые по закону владеет государство, в России перезрела. И со всей остротой всплывает при приватизации таких полугосударственных-полукоммерческих, унитарных учреждений , как ФГУП "Фирма Мелодия". В итоге получается, что нет понимания, как после приватизации государству распоряжаться своими исключительными правами на владение великими авторскими произведениями, созданными за его счет в советский период. Ведь главная опасность в том, что эти произведения , оставшиеся лишь на фонограммах могут осесть в госархивах мертвым грузом. А значит, станут практически недоступны широкой публике. И тихо умрут в забвении. Вместо того, чтобы приносить доход.

    Без частных игроков на рынке такая популяризация невозможна. Поэтому государство, как правообладатель, должно разработать четкие правила о том, как организовать передачу своих исключительных авторских прав либо авторам, либо прямым законным наследникам авторов и исполнителей. Либо - для выкупа частным лицам и организациям на основании открытых лицензий на срок от 3 лет и выше. При этом собрания грампластинок, аудиовидеозаписей правильнее хранить не в архивах в виде кучи коробок, а предоставить для них музейные площадки.

    Поделиться