На Берлинале показали документальный фильм Криса Кеннелли "Бок о бок"

"Бок о бок" (Side by Side) - этот документальный фильм Криса Кеннелли, который прошел в последний день Берлинале, посвящен новой технической революции в кино - смене пленочного кинематографа цифровым. Его представил здесь Киану Ривз, который не только выступил одним из его продюсеров, но и сыграл в нем роль интервьюера. Фильм состоит из бесед с крупнейшими кинорежиссерами мира (среди них большой энтузиаст технических новшеств Джордж Лукас), с операторами, с людьми разных кинематографических профессий. Тема бесед: что несет с собой цифровое кино?

Первое, важное: приход "цифры" сделал кинотворчество явлением общедоступным. Сегодня камеры "айфонов" последней модели способны давать изображение почти профессионального качества, по многим параметрам сопоставимое с тем, что обеспечивает камера Canon EOS. Уже массы людей радостно принялись экспериментировать со своими телефонами-камерами, снимая короткометражки и отправляя свои творения на размножившиеся интернетные фестивали. Уже такой мастер, как автор "Олдбоя" корейский режиссер Пак Чхан-Ук, показал на Берлинале 2011 года получасовой триллер "Ночная рыбалка", целиком снятый на iPhone-4, и получил за него Золотого медведя в категории короткометражных фильмов. Дэвид Линч в своем интервью для Side by Side заявил, что вообще завязывает с кинопленкой.

С другой стороны, отрадная в принципе демократизация кинотворчества уже привела к резкому падению общего уровня кино, в том числе и "фестивального": его захлестнула волна дилетантизма, ценность кинопрофессий упала, резко снизились требования к художественному качеству. Вот и нынешний Берлинале - я не раз это уже отмечал - часто показывал в конкурсе картины на грани любительщины. В то же время нам напоминают о шедеврах, снятых цифровыми камерами, - о давнем уже датском фильме "Торжество" или американском оскаровском лауреате "Миллионер из трущоб".

Итог: кино вступило в некий переходный этап, таящий свои опасности и свои преимущества. Съемочный процесс стал много дешевле, прокат и демонстрация картин - много проще и совершенней. Расставание с кинопленкой проходит болезненно и у многих вызывает ностальгию по временам, когда съемки напоминали священнодействие, а премьеры фильмов становились крупнейшими культурными событиями. Теперь кино стало чисто конвейерной продукцией, фильмы сменяют друг друга и навек исчезают в небытии, как сосиски - в желудке. Новые технологии грозят затопить мир кинематографическим мусором, в котором без остатка растворятся немногие творения художников. Возникнет ли на этой свалке что-то новое и художественно ценное - покажет только время.