Ограничения на участие иностранных инвесторов и крупных компаний в уставном капитале малых предприятий могут быть сняты. Минэкономразвития сейчас как раз рассматривает такую возможность. Как пояснили в министерстве, окончательного решения пока нет, но принципиальный подход есть.
В настоящий момент даже небольшое предприятие, в котором совместная доля государства, иностранных граждан и иностранных юридических лиц превышает 25 процентов, теряет статус малого и не может пользоваться соответствующими привилегиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Евгений Якубовский, член правления общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", рассказал "РБГ", что "ОПОРА России" неоднократно высказывалась за снятие ограничений на участие иностранных инвесторов и предпринимателей в уставном капитале российских малых предприятий. "Безусловно, это делает совместные предприятия неконкурентоспособными по отношению к предприятиям, где иностранный капитал отсутствует", - пояснил Евгений Якубовский.
В итоге, по словам эксперта, экономика страны лишается не только значительной доли иностранных инвестиций в сферу малого бизнеса, но и новых рабочих мест, а также возможности получения передового опыта в области организации и ведения малого бизнеса, в том числе инновационного.
"Очевидно, что, если сегодня государство действительно нацелено на качественный прорыв в развитии малого предпринимательства и на значительное увеличение его доли в структуре национальной экономики, подобным ограничениям не должно быть места в законодательстве", - отметил Евгений Якубовский.
Важность вопроса успешной хозяйственной деятельности малых предприятий требует принятия ответственных решений, в том числе по изменению нормативной базы, уверен Андрей Метелёв, юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". По словам эксперта, властные структуры и деловое сообщество говорят о важности малого бизнеса с момента возрождения рыночной экономики России - еще в составе СССР, связанного, в частности, с принятием союзных нормативных актов о создании совместных предприятий с иностранным капиталом.
"Снятие существующих ограничений для участия в малых предприятиях иностранных лиц и крупных компаний должно, на мой взгляд, стимулировать приток капитала в малый бизнес и облегчить интеграцию российского малого бизнеса в мировую экономику, - заметил Андрей Метелёв. - Вместе с тем иностранному участнику важно понимать, на какие преференции он может рассчитывать, иначе привлеченный капитал "утечет" обратно".
Как уточнила "РБГ" Елена Муратова, руководитель направления налогового права, финансов и кредита юридической фирмы "Частное право", сегодня у субъектов малого предпринимательства имеются некоторые преимущества. Среди них: возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме, возможность финансовой поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам.
"Несомненным плюсом можно назвать и обязанность государственных (муниципальных) заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере от 10 до 20 процентов от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, - считает Елена Муратова. - Перечень товаров, работ, услуг, для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержден постановлением правительства Российской Федерации. Также следует отметить, что с 2010 года было введено сплошное статистическое наблюдение за субъектами малого предпринимательства".
Эксперты считают, что, с одной стороны, реализация предлагающихся поправок будет способствовать созданию новых организаций, отвечающих критерию малого бизнеса, учредителями которых будут являться как иностранные организации, так и крупные, подчас полугосударственные организации и институты. Возможно, что будет наблюдаться некоторый приток иностранных инвестиций. Однако, с другой стороны, у экспертов есть опасения, что принятие поправок минэкономразвития может привести к обратной ситуации, влекущей устранение, например, с рынка государственных закупок независимых от крупных корпораций и иностранных лиц "настоящих" субъектов малого предпринимательства.
"Вполне возможно, что "новые" малые предприятия будут предлагать более выгодные условия для тендеров, госзакупок по сравнению с "традиционными" малыми предприятиями, используя ресурс своих учредителей, - рассуждает Елена Муратова. - Кроме того, дочерние компании крупных корпораций смогут получить доступ к дополнительному финансированию из бюджета субъектов Российской Федерации в качестве малых предприятий. В конечном итоге реализация этих поправок может привести к существенному уменьшению объема поддержки, оказываемой "традиционным" малым предприятиям в пользу дочерних структур крупных игроков, отвечающих понятию субъекта малого предпринимательства лишь формально".
По словам Андрея Метелёва, нельзя забывать, что государственная поддержка нужна и тем субъектам малого бизнеса, в составе которых нет подобных участников. "Все должны быть в равном положении, - отметил эксперт. - Без доступа к кредитным ресурсам малым предприятиям не выполнить свою миссию по увеличению вклада в ВВП и формированию в российском обществе стабильного среднего класса".