Юрий Богомолов: Фильм об Эрнсте Неизвестном оставил сильное впечатление

Кто-то сказал, что самое интригующее зрелище на телеэкране - это говорящая голова. В справедливости сего утверждения пришлось убедиться на минувшей неделе, по крайней мере, трижды. Первенствовал, понятное дело, Михаил Жванецкий в роли "Дежурного по стране". Затем - поразившая всех Ирина Прохорова. И, наконец, нечто отдельное - Эрнст Неизвестный в документальном фильме Елены Якович "Бронзовый век".

Но сначала о погоде. То есть

О повседневном.

Читатели в претензии, что я перестал писать о Малахове и о его народно-рейтинговой программе "Пусть говорят". Действительно, уже пару недель ни словом не помянул этого господина. Будто его и нет в эфире. А на самом деле он есть.

На самом деле он трудится аки пчелка, перелетая с одного яркого, бьющего в нос запахами цветка на другой. Сущим информационным нектаром для этой пчелки стала весть о безвременной кончине Уитни Хьюстон.

Малахов тут же срочно собрал экспертный совет, чтобы ее оплакать и вскользь любопытным некоторые подробности биографии скончавшейся знаменитости.

...Муж ее бил-бил - не убил. Но подсадил на наркотики, которые и угробили актрису. Дальнейший ход расследования телеведущего показал, что все было не так просто. Оказывается, Уитни по астрологическому календарю - кот, а ее муж Бобби Браун ("плохой парень") - петух. И они согласно астрологическому предначертанию - враги. Далее, отдавая дань памяти великой певице и известной актрисе, господин Малахов не преминул поделиться сплетней о лесбийской наклонности покойной звезды, прикрытием которой стал ее несчастливый брак.

Ирина Прохорова, родственница миллиардера, как оказалось, сама по себе интересный человек

Словом, ничего не утаил от нас господин Малахов, видимо, опасаясь, как бы его не опередили с подобными откровениями конкуренты с других федеральных каналов. Вуаль, правда, он успел набросить: передача сделана с тем, чтобы преподнести урок всем тем, кто балуется наркотиками.

Без вуали выступил господин Леонтьев, который назвал кучу народа и в том числе Владимира Познера "болотной слизью", "болотными тварями" и теперь не может понять, почему его собеседник в программе "Познер" решил обидеться и на что здесь вообще можно обижаться.

***

Предметный урок интеллигентности дала Ирина Прохорова, старшая сестра кандидата в президенты Михаила Прохорова. Родственница миллиардера, как оказалось, сама по себе интересный человек, с которым, впрочем, телезрители канала "Культура" давно и хорошо знакомы.

Знакомы, прежде всего, по программе "Тем временем" Александра Архангельского. А теперь она вступила в интеллектуально-политический поединок с самим Никитой Михалковым. Им была назначена тема: "проблемы российской культуры". Ирина Дмитриевна была во всеоружии конкретных знаний о положении культуры, о ее инфраструктуре, о том, что и как надо делать. А Никита Сергеевич оказался не готов и брякнул: "Культура - не моя тема". В этот момент, наверное, телезрители задохнулись от изумления. Это как... Великий кинорежиссер, президент Российского фонда культуры говорит, что культура не его тема...

Можно по-разному относиться к искусству Неизвестного, но только не к нему самому

Его тема: как может человек, не изведавший отцовского чувства, претендовать на руководство огромной православной страной.

Михалков так растерялся, что забыл задействовать паратовский ресурс и, в конце концов, сдался, признавшись, что если бы его собеседница баллотировалась бы на должность президента, то он бы проголосовал за нее.

Сдался он, конечно, в шутку, понарошку. А с другой стороны, что ему оставалось, как не сделать галантную мину при неважной игре.

Самое же сильное впечатление оставил известный скульптор - герой двухсерийного документального фильма Елены Якович "Бронзовый век Эрнста Неизвестного".

Это - человек-махина, под стать сотворенным им монументальным скульптурам.

Вроде в таком эффекте особой заслуги документалиста нет. Немолодой мужчина с цепкими глазами, с подвижным лицом сидит и под камеру рассказывает свою жизнь, жизнь страны, жизнь войны, вспоминает покинувших этот лучший из миров друзей и врагов. Но каждый, кто знает и на собственном опыте и понаслышке, как это трудно разговорить человека, как сложно передать магию человека, переполненного былым и думами о нем, тот отдаст должное мастерству Елены Якович.

Можно по-разному относиться к искусству Неизвестного, но только не к нему самому. К нему лично, к его судьбе невозможно отнестись без изумления, граничащего с восхищением.

Человека много раз убивали и на войне, и в мирной жизни. Он выстоял на передовой. Он выжил в могиле. Он не посрамил себя перед лицом советской власти в Манеже.

Он так убедительно рассказал о магии Нуриева потому, что сам обладал в полной мере подобной магией.

Его нон-конформизм - образцово-показательный не только в творчестве, но и в жизни. И остался к нему только один вопрос. Не про то, как он выжил? Про то, как ему самому, жизнь отливая в бронзе, удалось не забронзоветь?