В Ярославле прошла встреча заместителей министров финансов и председателей центральных банков стран - членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Обсуждали две ключевые темы - ситуацию на мировых валютных рынках и проблемы бюджетной консолидации.
"Оба вопроса прошли в контексте преодоления кризиса 2008-2009 годов", - рассказал журналистам заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак. И пояснил, что с кризисом справлялись через наращивание бюджетных расходов, которые фондировались преимущественно за счет привлечения заимствований. Вкупе все это, по словам Сторчака, привело к неизбежному скачку показателей госдолга.
"Тема бюджетной консолидации с точки зрения дискуссии оказалась самой интересной", - признался замглавы минфина. При этом среди стран АТЭС, отметил Сторчак, только две имеют серьезные вопросы к собственной консолидации бюджета - это США и Япония. "В остальных экономиках ситуация достаточно благоприятная, но это не означает, что они не понимают рисков и угроз, связанных с возможным ухудшением ситуации в еврозоне", - добавил Сторчак.
По его словам, на встрече хорошую презентацию по теме сделали представители США, показав, как они видят свое будущее в финансовом отношении. "Совершенно очевидно - между финансовой консолидацией и высокими темпами экономического роста существует прямая связь, - прокомментировал выступление американских коллег Сторчак. - Как можно стимулировать экономический рост, не наращивая госрасходы в условиях, когда необходимо стимулирование? Это методологическая ловушка, и, наверное, пока практического решения нет. Есть понимание того, что это нужно сделать. И США продемонстрировали, как они видят финансовую консолидацию. Основная логика осталась та же - обеспечение хороших темпов экономического роста, которое не допускало бы относительного роста госдолга. Но это означает, что его абсолютные размеры, скорее всего, будут расти".
Создание Российского финансового агентства, которое будет управлять государственным долгом страны, сейчас находится в стадии активного обсуждения, к марту появятся первые предложения, сообщил заместитель министра финансов. Планируется, что Росфинагентство будет управлять не только госдолгом, но и активами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Кроме того, ведомство займется созданием правильного восприятия инвестиционным сообществом кредитного риска России. Судя по всему, создание Росфинагентсва форсировать не будут. По словам Сторчака, реализация этой задачи - дело довольно сложное, и функции по управлению активами будут передаваться новому ведомству постепенно и продуманно. Сейчас, напомним, средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния находятся на счетах Центробанка.
В процессе подготовки пока находится и выход России на внешний рынок с евробондами. "Сейчас идет рутинная работа. По закону о бюджете мы за год можем разместить их на 7 миллиардов долларов. Для нас это лимит. Мы его можем исчерпать и в одной операции, можем растянуть на две и на семь. На еврооблигационном рынке принято заимствовать не меньше миллиарда долларов. Но и издержки, связанные с количеством выхода, достаточно большие", - объяснил Сторчак. По его словам, работать на рынке в режиме постоянного присутствия, как развитые экономики, Россия пока не может. "Им не нужно проводить road show, они обладают ранее подготовленным проспектом эмиссии", - отметил замглавы минфина. И добавил, что нам для размещения евробондов без специальной подготовки, чтобы выяснить, сколько ценных бумаг, по какой цене готовы купить инвесторы, не обойтись. Ранее Сторчак говорил о том, что road show начнется не раньше середины марта. Облигации, скорее всего, номинируют в долларах. И минфин будет стремиться к тому, чтобы каждый новый выход на рынок обходился не дороже предыдущего.
Развитые страны, пояснил Сторчак, не нуждаются в road show еще и потому, что имеют высокие инвестиционные рейтинги. Однако, судя по всему, у нас появился шанс улучшить свой финансовый имидж. "В России относительно устойчиво растет экономика, об этом хорошо известно. По тому же сельскому хозяйству прирост был 20%. Не очень понятно, почему мировые рейтинговые агентства медленно реагируют на эти показатели", - посетовал Сторчак.