20.02.2012 23:44
    Поделиться

    На территории ТС начал действовать единый техрегламент для пиротехники

    С 15 февраля 2012 года на территории трех стран Таможенного союза начал действовать первый единый технический регламент Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий". Главная цель - защитить 146-миллионный потребительский рынок от поддельной, опасной продукции. О том, как создается система технического законодательства Единого экономического пространства и о сроках введения новых техрегламентов Таможенного союза (ТС), "РБГ" рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Владимир Саламатов.

    - Владимир Юрьевич, вступил в силу первый техрегламент ТС. Осталось только приучить к нему потребителей?

    - Вступление в силу первого технического регламента ТС факт сам по себе очень значимый, так как началась практическая реализация подписанного 18 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге "Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации". Вся пиротехническая продукция отныне должна маркироваться специальным опознавательным знаком Евразийского соответствия ЕАС, который свидетельствует о том, что товары прошли процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническому регламенту ТС и могут свободно обращаться на едином рынке. Теперь мы должны добиться того, чтобы потребитель начал доверять знаку, воспринимал его как веяние новых требований и новой безопасности продукции. Одновременно мы ставим и другую стратегическую цель - расширение зоны действия знака ЕАС на территории постсоветского пространства.

    - Сколько техрегламентов уже утверждены Комиссией ТС и когда они вступят в силу?

    - 24 технических регламента утверждены Комиссией ТС. 13 проектов технических регламентов уже одобрены правительством РФ, остальные 8 находятся в различной степени готовности, и надеемся, что будут одобрены до конца первого квартала этого года. Уже одобренные техрегламенты ТС охватывают 77% продукции потребительского рынка. Среди них целый комплекс "железнодорожных" - "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта". Ряд техрегламентов прописывает требования к колесным транспортным средствам, а также к бензинам, дизельному топливу и мазутам.

    В ТС рассмотрен вариант модели устойчивого роста в области "здорового" автомобильного транспорта. С точки зрения реализации экологических требований к автомобилям, Россия, Беларусь и Казахстан оказались на совершенно разном уровне. Но правительства трех стран нашли решение, как правильно выстроить ступени роста экологического класса, чтобы к 2015 году, когда вступит в силу единый техрегламент ТС "О безопасности колесных транспортных средств", достичь единых экологических требований к автомобильному транспорту.

    Также приняты технические регламенты ТС о безопасности упаковки, парфюмерно-косметической продукции, игрушек, низковольтного оборудования, машин, лифтов и т.д.

    - Какой период установлен при переходе от национального к единому техническому регулированию?

    - Достаточно продолжительный, который позволит бизнесу более безболезненно переходить на новые требования и технологии, на новые виды упаковки. Учтены вопросы, связанные с маркировкой продукции. Сертификаты соответствия, протоколы испытаний по старым требованиям могут выдаваться вплоть до момента вступления в силу технического регламента ТС. После этого они будут действовать не менее 18 месяцев. Документы, которые выдадут до принятия техрегламента ТС, будут применяться до окончания срока их действия. Одновременно определен и минимальный срок вступления регламента в силу - шесть месяцев после опубликования решения о его утверждении.

    - Какие подходы используются при формировании технического законодательства ТС?

    - Во-первых, мы четко определяем требования, которые обеспечивают безопасность продукции, но ни в коем случае не навязываем производителю конкретные конструкторские и технологические решения по их реализации, чтобы не создавать препятствий для модернизации продукции и инноваций. При этом считаем, что для стимулирования постоянного обновления ассортимента, повышения качества и конкурентоспособности продукции, активизации справедливой конкуренции необходима работа систем добровольной сертификации, когда внимание акцентируется на качестве продукции. Во-вторых, мы ориентируемся на лучшие международные, региональные стандарты. Они представляют высокую ценность, особенно когда описывают наиболее передовые технологии, когда постоянно обновляются и в их разработке участвует самый широкий круг заинтересованных лиц. Кстати, сегодня в целом ряде технических комитетов в рамках международной системы по стандартизации ISO Международной электротехнической комиссии, во многих американских технических комитетах, где разрабатываются стандарты, присутствуют и активно работают представители РФ. Поэтому можно говорить, что и международные стандарты сегодня отражают, в том числе, технологический дух и подход нашего российского производителя.

    - Почему техрегламенты ТС расцениваются как более совершенный продукт, нежели их национальные аналоги?

    - Во-первых, технический регламент ТС - это документ, который содержит в себе все требования к продукции, а также процедуры подтверждения соответствия продукции этим требованиям, для вывода товаров на единый рынок. Во-вторых, мы пришли к выводу, что все стандарты, которые используются для подтверждения соответствия, будут межгосударственными стандартами СНГ - ГОСТ. В конце 2011 года Россия предложила распространить систему техрегулирования ТС на всем постсоветском пространстве. Президент РФ подписал распоряжение о подготовке Соглашения об устранении технических барьеров в торговле со странами постсоветского пространства, членами СНГ. Таким образом предусматривается возможность распространять техрегламенты ТС для государств-участников СНГ, не входящих в ТС.

    - А есть для этого объективные основания?

    - Мы сегодня разработали принципы, правила и возможности применения техрегламентов ТС в других государствах СНГ для целей их включения в единую систему техрегулирования. Я остановлюсь на двух из них. Первый принцип: должен быть прямой взаимный экономический интерес. Например, одно из государств СНГ (не член ТС) производит железнодорожные вагоны и хочет, чтобы они применялись в единой системе железных дорог 1520. Очевидно, что их производителям будет интересно и выгодно выпускать продукцию по требованиям ТС, что позволит этой продукции обращаться на конкурентном рынке РФ, РБ и РК. Второй принцип: использование правил ВТО - транспарентности, недискриминации.

    У стран постсоветского пространства в техрегулировании много общего. Основанием может стать наличие стандартов СНГ, которые преимущественно используются для целей подтверждения соответствия. 11 государств-участников СНГ представлены сегодня в Межгосударственном совете по стандартизации СНГ. Принимая в качестве документов региональные стандарты - ГОСТы, гармонизированные с международными и лучшими стандартами других государств, фактически создается платформа для присоединения к системе техрегулирования и других государств постсоветского пространства. Кроме того, есть соглашение о взаимном признании результатов работ по аккредитации в области оценки соответствия СНГ. Это позволяет нам исключить повторные испытания при подтверждении соответствия.

    - Россия в этом году председательствует в форуме стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТЭС). Какие виды на этот регион с точки зрения технического регулирования?

    - Пример эффективного сотрудничества - регулятивный диалог России и ЕС. В основе многих законопроектов Таможенного союза в области технического регулирования находятся нормативы стран ЕС, санитарно-эпидемиологические стандарты, которыми ранее подтверждалось качество и безопасность товаров. Гармонизируя нормы и правила с Европейским союзом, мы фактически создаем для отечественных производителей условия упрощения экспорта продукции на территорию 28 стран Европы. К тому же выпускаемые товары будут соответствовать стандартам европейских стран, что поможет усовершенствовать методики в отечественном производстве. Исходя из этого, мы считаем, что целые группы продукции могли бы сегодня выйти на рынки и АТР. Поэтому уделяем максимальное внимание диалогу, который уже начался на этой площадке. Речь идет о секторе химической продукции, автомобильного транспорта, энергетического машиностроения. Вопросы технического сближения важны при обсуждении и продвижении наших технологий в страны этого региона.

    - Предложения о разработке все новых проектов техрегламентов ТС продолжают поступать. О чем эти регламенты?

    - Они касаются самых разных областей. Это и единые требования безопасности к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электроэнергии. К безопасности нефтеперерабатывающих, нефтегазохимических и газоперерабатывающих комплексов, магистральных нефтегазопроводов и сжиженных углеводородных газов. Представлены предложения по разработке проектов технических регламентов, касающихся безопасности аттракционов, легкого рельсового транспорта, трамваев, подвижного состава метрополитена и в целом инфраструктуры метрополитенов. Наши коллеги считают, что отдельного регламента заслуживают санитарно-технические изделия, средства защиты растений, охотничьи, спортивные ружья и боеприпасы к ним, материалы, контактирующие с пищевой продукцией. Ряд дискуссионных регламентов касается безопасности медизделий. Нужно ли особое законодательство, если уже есть особые процедуры подтверждения такой продукции? В отличие от России, у стран-участниц ТС есть законы, которые регулируют обращение медтехники. Но вопрос гармонизации законодательства в области обращения медтехники стоит очень остро. В наиболее сложном дискуссионном положении находится химическая группа продукции - лаки и краски, строительные регламенты, регламенты по пожарной безопасности.

    - Отдельный вопрос - выполнение требований техрегламентов. Кто будет проверять нерадивых производителей?

    - Для надзора каждое государство определяет органы госконтроля. Они обязаны выявлять и пресекать случаи несоответствия продукции установленным в технических регламентах ТС требованиям, передавать информацию об опасной продукции в информационную систему раннего предупреждения (аналог европейской системы RAPEX). Эта система быстрого предупреждения (за исключением пищевых продуктов, лекарственных препаратов и химических веществ, для которых действуют особые системы) позволяет обмениваться информацией онлайн между государствами - членами ЕС и Европейской комиссией, и предпринимать своевременные действия по предупреждению. При этом система фиксирует меры, принятые в отношении опасной продукции, как по распоряжению уполномоченных органов контроля, так и меры, принятые на добровольной основе производителями и дистрибьюторами такой продукции. Каждую пятницу на официальном сайте публикуется еженедельный обзор уведомлений о выявленной опасной продукции. Там обобщается вся информация о продукте, возможных рисках, а также о мерах, предпринятых страной-заявителем (страной, в которой была обнаружена опасная продукция) в отношении данного вида продукта.

    Поделиться