Когда Игоря Левитина назначили министром транспорта, ему мало кто завидовал. А, казалось бы - такая высокая должность. Карьера резко пошла вверх. Впрочем, он и сам понимал: для него кресло министра мягким не будет никогда.
Позже Левитин признается журналистам, что его "не покидает постоянное чувство масштабной ответственности". Ни тогда - когда он принял объединенную в одном министерстве мегаотрасль с автомобильными и железными дорогами, аэропортами, морскими и речными гаванями, по которым, как Мамай, прошли лихие 90-е. Ни сейчас - когда еще очень многое из намеченных планов надо довести до конца.
Нам, журналистам, работающим с минтрансом, в редакции приходится бывать редко. Левитин всегда в пути. За восемь лет - почти шестьсот командировок. Один из номеров "Российской газеты" дошел с министром даже до Северного полюса. И если за год у Левитина наберется месяц побыть с семьей - это, наверное, максимум, что он может себе позволить. Мы как-то пытались вести счет пройденным километрам. Но сбились с точной цифры, получилось где-то более миллиона. Вспоминаем первые дни работы в пуле. На очередной пресс-конференции все та же тема - государство должно вкладывать деньги в транспортную отрасль. Финансирование в объеме 0,69 процента ВВП - самоубийство. Что можно сделать на 114,2 миллиарда рублей в год, когда больше половины дорог в стране не отвечают нормам, по сути, разбиты. Когда возраст самолетов во многих авиакомпаниях вот-вот перешагнет "пенсионный". Когда десятилетиями практически не ремонтируются взлетные полосы и шлюзы.
Увы, долгие годы дороги считали "черной дырой", в которую нет смысла вкладывать деньги. Мол, все равно большую часть разворуют. Но Левитин бил в одну точку: без транспортной инфраструктуры не будет развития экономики, более 3 процентов ВВП составляют потери страны из-за плохого состояния дорог, около 12 миллионов россиян живут вдали от проходимых трасс. А без вложений в безопасность транспорта - нам никогда не сократить число аварий, не защитить от гибели людей. Сколько раз Левитин приводил эти цифры? Не сосчитать. Но дело пошло...
В этом году расходы федерального бюджета на транспорт составляют 643 миллиарда рублей. Примерно 1,34 процента ВВП - почти в два раза больше, чем в 2004 году. Понятно, до идеала еще далеко, но теперь уже все понимают: деньги, вложенные в инфраструктуру - инвестиции в нашу жизнь. Достроили 18 мостов, которые начинали возводить еще в советские времена, ремонтируются самые напряженные трассы, миллиарды вложены в безопасность авиаперевозок, железнодорожного и водного транспорта.
Впереди - работы еще больше. По качеству дорог и транспортной доступности мы отстаем от Европы в 2,5 раза. Так что знаменитый "тревожный чемоданчик" министра транспорта, где сложено все необходимое для командировки, по-прежнему стоит в прихожей.
кстати
Минтранс учтет мнения участников акции "Российская газета" выходит на дорогу" при формировании планов ремонта федеральных трасс, сообщил корреспонденту "РГ" заместитель министра транспорта Олег Белозеров.
Этот разговор состоялся на "круглом столе" "Дорожные фонды и общественный контроль за их использованием". С 25 января, напомним, на сайте нашей газеты можно оставить свои комментарии о качестве дорог, по которым вы ездите. Мы регулярно передаем все замечания читателей дорожникам. И, как видим, не зря.
Игорь Евгеньевич, за прошедшие годы вам достаточно много удалось сделать. И все-таки, такое впечатление, что проблем на транспорте меньше не становится. Это действительно так или, может быть, люди просто не замечают успехов?
Игорь Левитин: Я думаю, транспортные проблемы будут всегда. Ведь жизнь идет вперед, развивается наука, технологии, а с другой стороны, постоянно растут требования людей к качеству транспортных услуг.
И это нормально, так и должно быть. Так что транспортникам и в будущем придется стараться оперативно отвечать на вызовы времени.
А вот с теми задачами, которые мы решаем сейчас - очень серьезное несоответствие инфраструктуры уровню развития экономики, полная изолированность некоторой части населения в отдаленных районах от транспортных маршрутов, устаревшие транспортные средства - я надеюсь, все-таки удастся справиться в достаточно обозримом будущем.
Конечно, страна у нас большая. Чтобы протянуть маршруты во все ее уголки, нужны немалые средства, серьезные технологические возможности. Но я уверен, что это все-таки вопрос времени. Главное - четко видеть цель и правильно расставить приоритеты.
Про современный транспорт вы, наверное, знаете все. А что такое "транспорт вашей мечты"?
Игорь Левитин: Технологичный, безопасный, комфортный, доступный. Сегодня уже мало иметь чисто техническую возможность приехать из пункта А в пункт Б. Все пассажиры, даже из самых отдаленных уголков страны, должны иметь возможность выбрать удобное время, удобный вид транспорта, быть уверены в его безопасности. Ни одна поездка не должна вызывать затруднений ни у пожилых людей, ни у семей с детьми, ни у людей с ограниченными возможностями. Наверное, такая картинка многим покажется фантастической, но я считаю, что именно к этому нам нужно стремиться.
Игорь Евгеньевич, сегодня у вас юбилей. "РГ" от души поздравляет вас с праздником и с высокой наградой - орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. Что бы вы хотели изменить в вашей сегодняшней жизни?
Игорь Левитин: В отрасли предстоит изменить еще многое. А в жизни... Что нужно человеку для счастья? Интересная и ответственная работа, востребованность, возможность сделать что-то для людей, надежные друзья и, конечно же, семья. У меня все это есть, поэтому каждый день я говорю судьбе "спасибо".
Левитин награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени
Президент России Дмитрий Медведев наградил министра транспорта Игоря Левитина орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени за большой вклад в проведение государственной политики в области транспорта и многолетнюю добросовестную работу.