Необычный процесс завершается в Чебоксарах. Там с ноября 2010 года на скамье подсудимых фактически уже не сидят, а "живут" офицеры отдела собственной безопасности МВД по Чувашии Алексей Иванов и Борис Нефедов. Вот так дорого иногда приходится расплачиваться людям в погонах, которые по долгу службы призваны бороться с коррупцией.
Эти двое офицеров поймали за руку учившегося в ПТУ N 18 Василия Ядуркина. Он был посредником при передаче взятки от курсантов училища в экзаменационный отдел ГИБДД республики. Задержанный обвинил офицеров в побоях. Местное подразделение Следственного комитета возбудило уголовное дело. Заявление от пострадавшего принимал руководитель Радислав Родионов. Процесс ведет судья Владислав Русин. Гособвинитель попросил у суда для офицеров по три с половиной года колонии и заплатить морально пострадавшему 600 тысяч рублей.
Надо сказать, что отношения местных сотрудников ГИБДД и службы собственной безопасности к моменту задержания со взяткой были напряженными. С 2008 по 2010 год сотрудники ОСБ выявили разнообразную противоправную деятельность деятелей из ГИБДД МВД по Чувашии. Установили цепочку, с помощью которой можно было получить талон техосмотра без его прохождения, приобрести "блатные" номера, прикупить права. А еще можно было вернуть права, изъятые по решению суда, уничтожить сведения о нарушениях правил из базы ГИБДД и все - по негласному прейскуранту. В итоге на нескольких сотрудников ГАИ были возбуждены уголовные дела. Кое-кого уволили. Закрыли несколько пунктов техосмотра. Вот на таком фоне офицеры задержали Ядуркина.
Тот на второй день после задержания пошел к травматологу по месту жительства. Был осмотр и рентген. Врач повреждений не нашел. На следующий день задержанный посетил травмпункт уже далеко от дома. Там врач в карту записал, что есть синяк "серого" цвета на предплечье. Ядуркин тут же пишет заявление, что был избит офицерами. Правда, гематомы, если верить медикам, бывают красными сразу после травмы, а потом меняют цвет от сине-зеленого до желтого. Позже другой ручкой и другим почерком к диагнозу кто-то приписал слово "сине". Подав заявление, "пострадавший" вечером вызвал домой "скорую". Врач признаков побоев не нашла, но пациент настаивал, что ему плохо. Его отвезли в больницу и там опять не нашли никаких признаков насилия. В госпитализации ему отказали. Тогда он отправился в медицинский коммерческий центр. Врач этого центра повела себя странно. Написала две разные бумаги. Следователю СК дала справку о том, что у Ядуркина есть отклонения в слуховом аппарате, а значит, его ударили по уху. А на запрос из МВД республики написала противоположное - никаких повреждений нет. Ядуркин все же смог лечь в больницу, где его начали лечить от проблем со слухом. Правда, судя по медицинским документам, проблемы со слухом у него были еще с 2004 года. В общем, с доказательной базой насилия над Ядуркиным оказалось не густо. В конце апреля эксперт судмедэкспертизы в республиканском бюро написал, что симптомы Ядуркина "не подтверждены описанием объективных свойств повреждений". Но позже та же экспертиза дала противоположное заключение. Про взятку с поличным никто и не вспоминал. Когда корреспондент "РГ" попыталась задать вопрос сотруднику местного подразделения СК, тот общаться не стал. А жаль. Хотелось спросить вот про что. В недавнем прошлом именно обвиняемые офицеры ОСБ Иванов с Нефедовым возбудили уголовное дело против одного из следователей СК по фамилии Шуськин. И вот теперь начальник следствия Родионов поручил вести дело "офицеров-извергов" именно этому следователю. Случайность?
Так были ли у Ядуркина телесные повреждения? Судмедэкспертизы противоречили друг другу. Защита офицеров пригласила Российский центр судмедэкспертизы. Отозвался Леонид Шмаров, завотделом сложных и повторных экспертиз. Он, пожалуй, самый большой авторитет в стране, был ведущим экспертом по громким делам: подлодка "Курск", теракт в Домодедово, крушение Як-42, пожар в "Хромой лошади". Эксперт из столицы назвал приемлемой лишь первую экспертизу, которая написала, что гражданина Ядуркина никто не трогал. О других отозвался нелестно.
Сразу после возбуждения дела против офицеров прошла служебная проверка. Ее выводы утвердил министр внутренних дел по Чувашии Антонов. Действия офицеров ОСБ МВД признаны правомерными, но как оказалось - только на бумаге. Они при переименовании в полицию, как подсудимые, не были допущены к аттестации и лишились должностей. Это здорово, что наши органы пытаются выгнать из своих рядов коррупционеров и хамов. А для этого надо не только карать, но и научиться защищать своих коллег, если нет сомнений, что они честно выполнили свой долг. И последний штрих. В суде гособвинителем выступает Алина Пузырева. Она дочь председателя Верховного суда Чувашии и супруга следователя местного подразделения Следственного комитета. Ее муж работает в том отделе, сотрудники которого возбуждали и направляли в суд дело против офицеров. Кстати, следователь Пузырев принимал в этом расследовании непосредственное участие.