Леонид Радзиховский: Фобия "революции" - одно из немногих чувств, объединяющих общество

Вечный вопрос - до какой свободы доросло наше общество?

Если человека освободить извне больше, чем он свободен внутренне, подарить "больше свободы, чем он может вынести", то он "сложится внутрь", и кроме членовредительства ничего не получится. Тем более это справедливо по отношению к обществу. Что такое освобожденный "снаружи" и не готовый к свободе народ? "Открытый перелом"-1917 до сих пор не зарос до конца.

С тех пор фобия всякой "революции" - одно из немногих чувств, объединяющих общество.

На этом легко паразитировать - любое недовольство объявлять "провоцированием Революции". Например, предположение, что президентов можно менять на выборах, само собой - революционная ересь, к тому же "подброшенная врагами России", "иностранными консультантами, профессорами и шпионами".

Так мы заковываем себя в "исторические наручники", а ключ от них отдаем очередной власти. Но без конца ходить скованными тоже нельзя - терпение лопнет, и как раз та самая чертова Революция выскочит! Опережать прогресс опасно, тормозить - тоже.

Так что первично - яйцо или курица, сознание общества или государственные институты?

Если создать (дать, подарить сверху) обществу институты "на вырост", то они выродятся в фарс. Вот, скажем, политические партии - "какую ни строим, КПСС получается" (Черномырдин).

Но если институты "жмут" гражданам - это не менее опасно.

Как же "подгонять" политические институты "по росту" общества? На кого ориентироваться? На самосохранение бюрократии ("государственная необходимость")? На инерцию молчаливого большинства ("глас Народа")? На азарт агрессивно-непослушного меньшинства ("креативный класс", "прогресс")?

Универсальный ответ прост: на выборах разные группы населения изберут своих представителей, и общество определит, какая демократия ему нужна.

Но ведь это - замкнутый круг. Чтобы понять, какова мера демократии, нам нужно... изначально иметь систему развитой демократии ! Как же ее "дать", если "народ не готов" ? А пока ее не "дашь", как узнать, насколько и к чему народ "готов"?

Тут бесполезно крутить педали логического велосипеда. Такие парадоксы разрешаются практикой.

Прямой демократии, после древних Афин, нет нигде. Ближе всех к ней подошли маленькие евространы (Швейцария), а чем дальше от них, тем больше искажения. Все группы населения имеют разные возможности (хотя у всякого человека один голос) - СМИ промывают мозги, между избирателем и депутатом стоит партийный ценз, партии надо финансировать, существует "адмресурс". Голосование - не Истина, а продукт работы пиарщиков "здесь и теперь".

В общем, уровень демократии (как и любой иной идеологии) определяется не безразмерным "народом", а имеющимися элитами - интеллектуальными, информационными, политическими, финансовыми и т.д. Понятно, сами элиты не импортированы, они вырастают из "почвы и судьбы" страны. Если не влияют на народ - они не элита. А влиять на народ не получится, если высказывать мысли ("предрассудки"), чуждые народу. Тогда ты останешься маргиналом ("демократы" в России, особенно в 1990-е, до появления массового среднего класса). Идею можно "подслушать" и облечь в слова - но ее бесполезно "придумывать".

Но в диалектической связке "общество - элиты", ведущие - элиты, ведомое - общество. "Голова змеи" задает направление и дает импульс движению организма, а туловище отчасти определяет скорость.

Конечно, сами элиты тоже неоднородны. В XVIII-ХХ веках по всей Европе правящая дворянская бюрократия и ее идеологи пятились под напором интеллектуальных и политических элит среднего класса, за которыми шла основная масса общества. Так совершилась смена элит и переход от сословно-монархического к демократическому "обществу среднего класса". Западные элиты не только задают уровень демократии, открытости общества, но и в рамках этой системы контролируют избирателей, подправляют их с помощью "мягкой силы". Наши элиты этим штукам не обучены - "кроме мордобития никаких чудес". Еще умеют грубо льстить/врать народу, испытывая к нему презрение или страх.

Вполне понятно, что свою незрелость - интеллектуальную, моральную, политическую - элиты не признают, во всем винят "дикий народ", который до демократии (т.е. до них) не дорос, с таким народом жить - по-волчьи выть! Даже формула "народ и партия едины - раздельны только магазины" их не устраивает... Социальное высокомерие выскочек равно характерно для "демократов" без демоса; "государственников", грабящих государство, "чтоб врагам не досталось"; "националистов", считающих нацию пушечным мясом для своих Империй...

Пока у нас такие элиты, на конкурентных выборах из нечестных политиков никак не выберешь честного. Но пока нет открытой конкуренции, элиты так в "исторической песочнице" и останутся.