21.02.2012 13:10
    Поделиться

    "РГ" выяснила, на что могут рассчитывать работники пермских предприятий-должников

    По сравнению с февралем 2011 года, когда Прикамье вышло в лидеры ПФО по объемам невыплаченной зарплаты с общей суммой задолженности 131,9 миллиона рублей, сегодня эта хроническая проблема кажется уже решаемой. Ведь по последним данным Пермьстата, предприятия края должны более чем трем тысячам рабочих 85,7 миллиона рублей.

    Без шансов

    Правда, в списке должников есть несколько крупных работодателей, чьи рабочие уже отчаялись бороться за свою зарплату. И перспектива взыскания долга весьма туманна. Корреспондент "РГ" попытался выяснить, на что могут рассчитывать работники хронических должников и почему надзорные органы не в состоянии помочь им.

    У большинства заводов-банкротов края нет ни средств на счетах, ни имущества, которое можно продать для погашения долгов. История обманутых рабочих в большинстве случаев типична: люди обращались и в прокуратуру, и в суд, но так и не смогли добиться от руководства предприятий выплаты денег.

    Отчаявшиеся рабочие Пермского абразивного завода даже вышли на митинг в защиту своих трудовых прав. 150 человек уже почти год не могут получить зарплату. Долг разорившегося предприятия по зарплате - почти семь миллионов рублей. При этом каждый работник недополучил сумму от 30 до 150 тысяч рублей.

    - Рассчитаться со мной должны были еще в феврале 2011 года после сокращения, - жалуется бывшая сотрудница завода Людмила. - И я почти год хожу по инстанциям - не могу получить честно заработанные 30 тысяч рублей. Прихожу в бухгалтерию - говорят, что денег нет.

    Лицо без имущества

    В 1993 году в процессе приватизации Пермский абразивный завод был бесплатно передан государством Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). По словам бывшего юриста Марины Витер, в 1999 году новый учредитель изъял с баланса предприятия все активы в размере 184 миллионов рублей. В итоге завод как юридическое лицо оказался без имущества. А 14 февраля 2011 года он был признан банкротом.

    - Люди продолжали работать до 29 апреля 2011 года по шесть дней в неделю и в три смены, - вспоминает Марина Витер. - Но зарплату за свои труды мы так и не увидели.

    Сотрудников просто обманули. Предприятие признано банкротом. Все директора поменялись в один момент, и люди остались один на один со своей проблемой. Куда мы только не обращались - никакой реакции.

    Краевой арбитражный суд решил, что трудовой коллектив как кредитор второй очереди не имеет права требовать привлечения учредителя к субсидиарной ответственности. Единственный, кто может выдвинуть такие требования - конкурсный управляющий заводом, на должность которого был назначен Николай Глебов. Однако сам он в такой мере не видел никакой необходимости. В декабре 2011 года Управлением Росреестра по Пермскому краю в отношении Глебова было возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ ("Неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей").

    Сейчас завод по-прежнему работает и выпускает абразивные круги, но с мая 2011 года изменилось его название - ООО "Завод Торгмаш", учредителем которого является также Пермская краевая организация ВОИ. И здания, и станки, и все инструменты учредитель сдает в аренду за 500 тысяч рублей в месяц. В 2010 и 2011 году прокуратура Индустриального района Перми проводила проверки по факту невыплаты зарплаты работникам. Начиная с 2010 года в Индустриальный суд было направлено 236 исковых заявлений о выплате рабочим долгов на общую сумму более 3,6 миллиона рублей. Но деньги так и не выплачены.

    Завод с молотка

    Похожая удручающая ситуация сложилась с группой градообразующих заводов в Юго-Камском сельском поселении. В 2009 году машиностроительный, арматурный заводы и предприятие "СтальЛит-ЮК" фактически прекратили свою деятельность. Порядка 1300 людей оказались без работы. При этом, по данным бывшего бухгалтера завода Людмилы Полыгаловой, общая задолженность по зарплате сейчас составляет более 62 миллионов рублей.

    - Мы не можем получить свои деньги вот уже четыре года. В 2009 году, когда предприятие еще не умерло окончательно, у меня было на руках судебное решение об обязанности руководства выплатить 
     зарплату, однако денег нет до сих пор, - рассказывает Людмила Полыгалова. - Конкурсный управляющий, продав дебиторскую задолженность сначала на три миллиона, а потом на миллион, выплатил рабочим всего лишь 1180 тысяч рублей из этой суммы. Куда пошли остальные средства, я не знаю.

    Эксперты отмечают, что основной причиной банкротства этого предприятия стала частая смена собственников и руководства. Сами заводчане считают, что кризис на предприятии случился из-за раздела имущества, который устроили руководители.

    - Завод и его дочерние предприятия не могли существовать отдельно: начались задержки зарплат, неплатежи по налогам, - рассказывает обманутый рабочий Николай Пьянков. - В 2009 году все окончательно рухнуло, а основным кредитором завода сейчас является один из банков, так как в свое время собственники набрали кредиты, по которым до сего дня не расплатились.

    В процессе банкротства завод сменил двух конкурсных управляющих, которые не смогли урегулировать ситуацию. Основными кредиторами остались банки, налоговая инспекция и рабочие, уволенные и так и не получившие денег за свой труд.

    - Более 90 процентов имущества производственной площадки в Юго-Камске было заложено банкам. Даже если оно пойдет с молотка, не факт, что рабочие свои деньги получат, так как деньги будут распределять управляющие в соответствии с законом о банкрот-стве и основная масса денег уйдет банкам-залогодержателям, - считает первый вице-президент группы предприятий "Западно-Уральского машиностроительного концерна" Виталий Сухоносов. - В 2009 году мы выкупили часть долгов этого предприятия на свой страх и риск, фактически не имея контроля над предприятиями. За счет собственных средств оплатили задолженность за электричество и газ, восстановили работу котельной для отопления поселка. Удалось ликвидировать кризис с отоплением и горячей водой на зиму 2009-2010 годов. Пока предприятия находятся в конкурсном управлении и на них висят многомиллионные долги, в том числе по зарплате, ни один инвестор рисковать не будет. Что сейчас происходит на территории завода - неизвестно. Думаю, что часть оборудования просто продается в виде металлолома. Единственный способ снять социальное напряжение в поселке - как можно скорее завершить процедуры банкротства этих предприятий. Когда имущество выкупят с торгов новые владельцы, думаю, производство можно будет восстановить, и у людей снова появится работа.

    Стаж в долг

    Российское трудовое законодательство, увы, не предусматривает такой кризисной ситуации на предприятиях-банкротах, когда у должника нет имущества или оно находится в залоге. Получается, что хозяин или управляющий предприятия после вывода активов фактически может оставить людей ни с чем. Кроме того, если сотрудник, перед которым предприятие имеет долги по зарплате, не сокращен и продолжает трудиться - он становится в общую очередь кредиторов.

    Кроме того, если люди не получили зарплату, значит, работодатель не перечислил за них и необходимые платежи в Пенсионный фонд. Впереди людей ждут серьезные проблемы с расчетом трудового стажа для пенсии. Ведь если нет страховых взносов - нет и стажа.

    комментарий

    Александр Белых, прокурор Пермского края:

    - В 2011 году отмечается снижение задолженности по оплате труда работников. Так, в течение 2011 года задолженность в целом снизилась на 42 миллиона 171 тысячу рублей. Возникшую задолженность по оплате труда погасили 16 предприятий.

    Почти две трети долга перед работниками в Пермском крае имеют предприятия, находящиеся в процедуре банкротства (восемь предприятий с суммой долга 62 миллиона 597 тысяч рублей). Основными должниками по оплате труда являются ООО "Арматурный завод "ЮГОКАМА", ОАО "Телиэм", ООО "Пермский абразивный завод".

    Всего за 12 месяцев 2011 года следственные органы Следственного комитета РФ провели 108 проверок в порядке статей 144-145 УПК РФ по фактам невыплаты заработной платы. Территориальные прокуроры с постановлением в порядке статьи 37 УПК РФ направили 14 материалов, по четырем из которых возбуждены уголовные дела. По факту невыплаты зарплаты возбуждено семь уголовных дел, шесть дел направлено в суд.

    Поделиться