Совсем скоро Россия столкнется с реалиями существования во Всемирной торговой организации, и уже сейчас у представителей бизнес-сообщества возникают вопросы, какие плюсы нам принесет присутствие в ВТО и как будет происходить дальнейшая поддержка отечественного производителя. Этой теме и была посвящена рабочая встреча представителей МСБ и чиновников минэкономразвития, организованная Московской торгово-промышленной палатой.
Президент МТПП Леонид Говоров отметил, что сейчас в России во многих отраслях отсутствует конкурентная среда. Так что вроде бы членство в ВТО - как раз мотив для ее создания, а с другой стороны, готовы ли наши предприятия в эту среду вливаться? Как сделать так, чтобы не выплеснуть с водой ребенка и не создать неравные условия для наших предприятий?
Одним из главных преимуществ присоединения, по словам начальника отдела ВТО департамента торговых переговоров минэкономразвития Михаила Черекаева, является создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе многостороннего договорного процесса, характеризуемого предсказуемостью и стабильностью развития торговых отношений со всеми странами - членами ВТО. Еще в стадии переговоров правительством было принято и изменено более 40 законодательных и нормативно-правовых актов, и в результате правовая база РФ уже практически приведена в соответствие с нормами и правилами ВТО. Никаких глобальных изменений, скажем, в налоговом или таможенном законодательстве не предполагается.
Сейчас правительство корректирует меры субсидирования промышленного и сельскохозяйственного секторов для их соответствия правилам ВТО. Важно, что достигнуто решение одного из спорных вопросов инвестиционного порядка - российский режим промышленной сборки автомобилей, который не соответствует необходимым нормам и правилам торгового клуба, будет сохранен в России до 2018 года.
ВТО не запрещает поддержку промышленности в целом, отметил Черекаев. Оно запрещает 2 вида субсидий: экспортно ориентированные и импортозамещающие. В России такие программы в первую очередь связаны с лизингом морских и речных судов, авиа- и сельхозтехники. Кстати, размер поддержки сельского хозяйства сокращен не будет. Более того, на переговорах удалось отстоять его увеличение - с нынешних 5 до 9 млрд долларов в год.